Елена Белоножко: «Талант нужно грамотно направить, поддержать, развить»
Пожалуй, именно в педагогику чаще всего идут по призванию. Так случилось и с учителем химии Еленой Белоножко. 27 лет тому назад, окончив институт, она вернулась в родную Негорельскую школу №1, где знаком каждый кабинет, а рядом, плечом к плечу, — не просто коллеги, но и наставники.
— Елена Ивановна, как вы пришли в профессию?
— Педагогом я хотела стать с детства, будучи школьницей, себя я видела скорее учителем физкультуры. Любила спорт, показывала неплохие результаты на соревнованиях, участвовала в турслетах. Зоя Валаханович, мой учитель по этому предмету, и сегодня при встрече вспоминает мои успехи. Однако было, как говорится, одно но — не умела плавать, а на вступительных экзаменах требовалось продемонстрировать соответствующие навыки. Большое влияние на мой профессиональный выбор оказала мой первый наставник Ядвига Татарицкая и классный руководитель Светлана Пашкевич. Мы и сейчас близко общаемся. Ладить с точными науками меня научили математики Татьяна Черник и Зоя Декола. Химию же преподавала еще один замечательный педагог Людмила Лин, за прочные знания ей благодарны многие жители нашего поселка. Поскольку в те годы серебряная медаль давала право сдавать всего один, основной, предмет для поступления, я выбрала именно химию. Получила пятерку и стала студенткой химфака БГУ. Там, кстати, вскоре оказалась в сборной команде по волейболу, была капитаном, так что спорт так или иначе остался со мной.
— Часто ли нынешняя молодежь выбирает «химические» направления?
— Не секрет, что химия — один из самых сложных предметов естественнонаучного цикла. Потому ее выбирают не так часто, как, скажем, математику или языки, зато вполне осознанно. Я горжусь своими учениками, выпускниками химических факультетов, медиками. Многие из них работают в учреждениях здравоохранения нашего района, области, столицы. Это способные, талантливые и целеустремленные молодые люди. Были годы, когда я трудилась в качестве заместителя директора по учебной работе. Признаюсь, скучала по работе с олимпиадниками, а качественно совмещать и то, и другое было невозможно. Решила вернуться к исключительно педагогической деятельности.
— Кто стал для вас примером для подражания?
— Добросовестности и прилежанию я научилась у родителей. Папа в свое время был удостоен ордена Трудовой Славы, медалей. Вот и я живу по принципу «раз пришел работать — работай». Есть в моей семье и учителя, мои родные тети посвятили педагогике всю жизнь. И вообще в нашем школьном коллективе не принято подходить к делу спустя рукава.
Я стараюсь заинтересовать каждого ребенка. А с теми, кто выбрал химию в качестве основного предмета, занимаюсь практически ежедневно.
— Вы много времени проводите в школе…
— Значения не имеет — выходной ли это день или отпуск. Занятия расписаны буквально по часам. Ребята шутят: ну все, попали к Елене Ивановне… Есть школьники с желанием и способностями. Многие берут усидчивостью и настойчивостью. В любом случае тот, кто работает на результат, со временем не считается. При этом к одаренным детям нужен особый подход. У них развито логическое и абстрактное мышление, они любознательны, внимательны. Такие часто не приходят к решению, а «видят» его, но и требуют больше. При этом даже огромный талант нужно грамотно направить, поддержать, развить. В этом, пожалуй, и состоит главная задача учителя.
— А как относитесь к гаджетам?
— В этом вопросе я достаточно консервативна. Считаю, вместо игры на телефоне лучше лишний раз открыть книгу — как ребенку, так и взрослому. Конечно, не отрицаю роли современных технологий в обучении, да и сама с ними активно работаю, однако в свободное время предпочитаю отсутствие лишнего информационного шума.
— В чем, с вашей точки зрения, заключается педагогический успех?
— Успех — это не победа, диплом или благодарность. Мало объяснить предмет, важно оказать положительное влияние. Бывают ребята непростые, с характером… Кажется, окончат школу — и поминай как звали. А они, напротив, помнят, делятся новостями, заглядывают по праздникам. А есть и другие, с которыми и проблем-то, казалось, не было, а они при встрече могут сделать вид, что не заметили. Так что победа учителя — это достойные во всех отношениях выпускники.
Хотелось бы, чтобы каждый ученик вырос хорошим человеком, нашел себя в профессии, построил крепкую семью.
— Как находите общий язык с родителями?
— Если для молодых педагогов этот вопрос достаточно непростой, то мне, как человеку, всю жизнь прожившему в поселке Энергетиков, выстраивать работу с родителями как-то по-особенному не нужно. Среди сегодняшних мам и пап много моих учеников, и это очень приятно. Кстати, свой первый урок в качестве педагога я, как и многие, запомнила на всю жизнь. Он неожиданно оказался открытым — поддержать меня решила завуч Елена Синило, некогда мой учитель русского языка. Да-да, не проконтролировать, а именно поддержать. Но куда там! Сказать, что я сильно переживала, — значит ничего не сказать. Кажется, тогда забыла все, что знала. Справилась! Опыт и уверенность в своих силах, конечно, пришли со временем.
— А где черпаете вдохновение?
— В работе (Улыбается.) Сейчас весна, впереди садово-огородные заботы. Мои сыновья уже взрослые. Старший Роман профессионально играет за мини-футбольный клуб «Динамо-БНТУ». Младший Иван работает водителем. Мужа, к сожалению, уже нет с нами, но мы помогаем бабушкам, моей маме и свекрови. По жизни я скорее оптимист. Стараюсь во всем видеть возможности и точки роста, учу этому детей. С таким подходом и открываю двери классного кабинета.