Меню

Оставление места ДТП: ответственность, поиск виновников и случаи-исключения

23 февраля в стране проводился Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Не останься равнодушным!». Он был направлен на профилактику происшествий, участники которых оставляют место ДТП. Подробнее об этом рассказала «Минская правда«.

Почему уезжают?

Сбежать с места ДТП… Звучит страшно. А точнее — страшно безответственно. Часто ли такое происходит? Являются ли трусость и нежелание отвечать за содеянное массовым явлением среди водителей?

— Случаи такие есть, — говорит старший инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Миноблисполкома, старший лейтенант милиции Диана Галузо. — Например, за 2023 год на территории Минской области было совершено 24 учетных ДТП, где водители оставили место происшествия и в милицию о случившемся не сообщили. С сожалением вынуждена констатировать — 8 человек погибли и 17 — получили травмы.

Галузо
Диана Галузо

— Нет у нас однозначного ответа на вопрос: «Почему скрываются?», — задумывается Диана Викторовна, — ведь все ситуации разные. Довольно часто водитель покидает место ДТП просто потому, что не почувствовал удар, не заметил, что касание произошло. Нередки и признания, мол, испугался. А есть и совершенно бессовестные водители, оставляющие пострадавших на обочине без помощи.

— Надеюсь, наказание для тех, кто едва коснулся другого авто, и тех, кто бросил пострадавшего без помощи, — разное? — предполагаю я.

— Разное. И крайне важно знать, — продолжает правоохранитель, — что Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, предусмотрен штраф в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет. Но, если водитель оставил потерпевшего в заведомо опасном для жизни или здоровья состоянии, он понесет уже уголовную ответственность. И за такое деяние мерой наказания является арест, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет со штрафом.

— А если, скажем, водителю необходимо доставить пострадавшего в больницу? — интересуюсь я. — Ведь ситуации бывают разные: забыл телефон, нет сети и, как назло, никто не проезжает мимо.

— Правилами дорожного движения предусмотрены и исключения, когда можно оставить место ДТП, — отвечает Диана Галузо. — Например, если есть пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия, но водитель не может оказать необходимую медицинскую помощь, а возможность вызвать скорую отсутствует. Или, как вы сказали, есть необходимость экстренно отправить пострадавшего в ближайшую больницу — тогда водитель может покинуть место аварии. Но, подчеркну, исключительно для спасения жизни и здоровья потерпевшего, и предварительно зафиксировав положение своего автомобиля, все следы и предметы, которые относятся к произошедшему ДТП. И обязательно, повторюсь, сообщить в ГАИ о произошедшем!

Спасти жизнь

Порой трусость и безответственность убивают. А когда в ДТП есть пострадавший и счет идет на минуты, водитель, убежавший с места аварии, бросивший человека умирать — убийца. И убийца не по неосторожности, а вполне себе намеренно, ибо иногда счет идет на минуты.

Вот конкретный пример. Теплый июльский вечер. В ОДС Смолевичского РОВД поступает сообщение: сбили девочку, точное время происшествия неизвестно. Ближайший наряд летит на место аварии. По приезду становится понятно — виновник скрылся. Скорая забирает ребенка в больницу, а правоохранители начинают поиск водителя. И, естественно, находят, потому что в наше время везде камеры наблюдения, видеорегистраторы и прочие цифровые штуки. В момент задержания виновник оказывается пьян, что, вероятно, и стало причиной побега.

Тем временем инспекторы совместно со следственно-оперативной группой устанавливают обстоятельства ДТП: произошло оно в темное время суток, в черте населенного пункта, но на неосвещенном участке дороги. Асфальт в хорошем состоянии, ям и выбоин нет. Водитель явно двигался с превышением скорости, а с учетом его алкогольного опьянения картина становится более-менее ясной.

За жизнь девочки врачи сражаются несколько дней, но диагнозы страшны: черепно-мозговая травма, кровоизлияние в мозг, гематома над левым полушарием, отек мозга. Ребенок умирает.

Неизвестно, как бы сложилось все, если бы водитель сразу же позвонил в «скорую». Конечно, нельзя утверждать, что девочка осталась бы жива, но совершенно точно, шансов выжить у нее было бы больше, ведь время решает многое.

Найдут в любом случае

Подполковник милиции Ушолик Павел Михайлович, начальник межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ УВД Миноблисполкома с гордостью делится статистикой.

— Раскрываемость, как видите, — 100%. В наше время невозможно остаться незамеченным, — говорит он, — везде есть камеры, практически каждое авто оборудовано видеорегистратором. Не бывает такого, чтобы никто не видел ничего и не слышал. Свидетели находятся почти всегда. Даже если это какая-нибудь не слишком оживленная дорога. Обязательно будут и следы: осколки фары, например, или пластика. По ним установим марку авто, если повезет, то и модель. Далее работа с базой данных, сделаем выборку подходящих автомобилей и начнем их проверку, начиная с зарегистрированных территориально близко к месту ДТП. В общем, не буду профессиональные секреты раскрывать, но подчеркиваю — авто в любом случае найдут, водителя установят. Это совершенно точно могу вам сказать.

— С вероятностью 100%? — улыбаюсь я, кивая на статистику.

— Так точно, — улыбается Павел Михайлович.

Слова подполковника милиции подтверждают и парни, работающие, так сказать, на передовой — инспекторы ОГАИ Борисовского РУВД, старший инспектор ДПС капитан милиции Владимир Лавров и инспектор ДПС лейтенант милиции Кирилл Зенькевич, с которыми мне довелось поработать.

ГАИ

— Постараюсь придумать вводные посложнее, — сразу же озадачиваю парней. — Например, сбили пешехода на проселочной дороге, между деревнями. Ездят здесь мало, очевидцев нет. Пострадавшего заметил спустя время проезжающий водитель. Он же позвонил в 102 и 103.

 — Так это даже не самая сложная задача, — улыбается Владимир, —потому что с крайне высокой вероятностью виновник будет кто-то из местных, ехавший, скажем, из одной деревни в другую, возможно, в ту, где есть магазин.

Владимир в ГАИ работает уже 7 лет, инспектор опытный, работу свою любит, глаз у парня горит.

— А порядок работы таков, — продолжает он, — выбываем на место происшествия, тщательно осматриваем его, по возможности устанавливаем марку транспортного средства, совершившего ДТП. Сейчас это можно сделать по осколкам деталей. Наряды, которые работают в системе единой дислокации, ориентируются на розыск этого авто. Характерные следы повреждения на нем будут в любом случае: разбитое лобовое, фара, бампер. Осматриваем близлежащие дворы, гаражи. Если чужой кто-то катался — местные всегда расскажут. Часто и номер запоминают. Сообщат также, если свой кто-то нетрезвым ездил, например. Ну, а если не местный и быстро найти не получилось, — оперативно-розыскные мероприятия проводятся и в ближайших районах, и в городе, и в других регионах, граничащих с тем, где случилось ЧП. А если нужно, то и по всей области, ведь информация сразу передается. Тут уж шансов скрыться у виновника никаких.

— Находим, — присоединяется к разговору второй инспектор, — всегда находим.

И напоследок

Помните, покидая место ДТП, вы почти наверняка лишитесь водительского удостоверения. Даже совершив небольшое столкновение с другим авто, даже, если вы сильно испугались, — ни в коем случае не уезжайте! Если второй водитель на месте и у вас обоих все документы в порядке, а повреждения авто незначительны — можно даже не вызывать милицию. Составьте европротокол, следуя инструкции, и все будет в порядке.

Но, если вы сбили человека — в милицию и скорую позвонить нужно обязательно, не медля ни минуты, даже если пострадавший заверяет вас, что не так и сильно травмирован. Уехав с места ДТП, вы, вполне возможно, очень скоро поедете в «места не столь отдаленные».

Не забывайте, что, вызвав на место аварии медиков и правоохранителей, вы можете спасти пострадавшему жизнь. И не сломать ее себе.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59