Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 7

Имея в виду чрезмерные аппетиты кого-либо, кто старается любыми путями обогатиться за счет других, сами поляки с упреком говорят: «Co za duzo to niezdrowo», что в нашем разговорном языке трактуется примерно как «Большой кусок горло дерет». Тем не менее во время проведения Рижской конференции по выработке условий мирного договора, польская делегация занялась откровенным стяжательством, стараясь урвать себе «кусок» побольше.

В то же время советское правительство стремилось как можно быстрее заключить мирный договор, поэтому готово было идти на любые уступки и территориальные потери. Такая соглашательская политика диктовалась обострившимися внутренними проблемами, требовавшими незамедлительного решения. Во-первых, в стране продолжалась Гражданская война, и разгром белогвардейских армий являлся главнейшей задачей. А во-вторых, мирная передышка позволила бы сконцентрировать все усилия на строительстве нового советского государства. Вот почему председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин отдал указание делегации от Москвы любыми средствами добиться заключения соглашения с польской стороной. В тот момент мир был жизненно необходим большевикам для сохранения советской власти.

Эту временную слабость молодого пролетарского государства в полной мере использовал режим Пилсудского.

Польской делегации удалось выторговать огромную территорию, насчитывавшую около 3 тысяч кв. км с населением почти 14 млн человек, подавляющее большинство из которого составляли белорусы и украинцы

Раздел территории Беларуси по Рижскому мирному договору

Кроме того, Россию унизили довольно обременительными репарациями. За насильственное присоединение своих территорий Российской империей поляки потребовали от советского правительства возмещение морального ущерба в размере 300 млн золотых рублей и двух тысяч паровозов. При этом польская сторона даже словом не обмолвились о тех многочисленных российских капиталах, которые были инвестированы в развитие Царства Польского при царизме.

Не пожелали поляки обсуждать и вопрос о том значительном ущербе, который был нанесен незаконно оккупированным территориям за время советско-польской войны. В дополнение ко всему, возврату Польше подлежали все культурные и исторические ценности, вывезенные из Речи Посполитой, начиная с 1772 года, а также все польские вклады, находившиеся в российских банках. Причем сама Польская Республика добилась снятия всех долговых обязательств царских времен.

Вот так поляки «отблагодарили» Россию, которая добровольно, безо всяких дополнительных условий, предоставила право на самоопределение своему прежнему вассалу. А откровенный шантаж и наглое стремление к непомерной наживе, проявленные поляками на переговорах, еще раз продемонстрировали характер западной соседки.

Кстати, такая тактика по отношению к соседям по приграничью использовалась поляками с давних времен. Еще в августе 1610 года польский король Сигизмунд III пытался воспользоваться династическим кризисом и начавшейся Смутой в Московском царстве, чтобы начать против ослабевшего восточного соседа интервенцию с целью усадить на российский престол своего сына Владислава. Как видим, ничего не изменилось и три столетия спустя, когда режим Пилсудского вновь развязал военный конфликт с «варварской» Россией.

В отличие от Германии, Москва не ставила целью отомстить за грабительские условия мирного договора, но ждала удобного момента, чтобы восстановить историческую справедливость и поставить Польшу на место

Тем не менее Рижский мирный договор стал тяжелым испытанием для населения Западной Беларуси, вошедшей по воле польских политиков в состав соседнего государства. Присоединенные к Польской Республике земли включали современные Гродненскую, Брестскую, частично Минскую и Витебскую области, на которых проживало около 4 млн человек, большинство из которых составляли этнические белорусы. К началу XX столетия это уже был общепризнанный этнос со своей устоявшейся территорией, языком, культурой и традициями. Учитывая этот факт, советская делегация, еще на этапе выработки договора потребовала от поляков внести в проект документа статью VII, которая гарантировала бы соблюдение прав и свобод национальных меньшинств.

Варшава же сразу взяла курс на жесткую полонизацию и окатоличивание непольских народов

Этот процесс был неизбежен, потому что поляки всегда стремились иметь унитарное государство и все народы, оказавшиеся в силу каких-то обстоятельств на территории Польши, принуждались к ассимиляции с польским этносом. Этот процесс имел ярко выраженную тенденцию и на территории Западной Белоруссии, оказавшейся «под польским часом». Причем белорусов-католиков рассматривали как «потенциальных поляков» и поэтому они подлежали первоочередной и безусловной полонизации, в то время как православных белорусов сначала предполагалось вырвать из лона общерусской культуры, а уже потом полонизировать. Вот почему такая политика со стороны польского государства сразу же приобрела черты этноцида белорусского народа.

В этой связи польская власть поставила под запрет употребление наиболее распространенных языков общения среди местного населения, а все белорусскоязычные и русскоязычные школы стали сокращаться или переводиться на польскую форму обучения.

«Мы закрываем в Западной Беларуси белорусские школы и заменяем их польскими, потому что белорусы вообще отсталый, дикий народ, белорусский язык – язык отсталый, приносящий мало пользы тем, кто им пользуется, и кто на нем обучается», – так аргументировал этот процесс польский министр иностранных дел Юзеф Бек в одном из своих интервью.

У православных жителей Западной Белоруссии не было ни одного шанса найти достойную работу или добиться положения в обществе, даже если они имели образование или необходимый опыт.

В период польского господства удручающим было и социально-экономическое положение западнобелорусских земель. Развитие Кресов Всходних сильно отставало от развития собственно польских регионов. Фактически Западная Белоруссия являлась отсталым сырьевым придатком Второй Речи Посполитой, чем-то вроде польской колонии. Заработная плата рабочих была невысокой. К примеру, средний дневной заработок рабочего в Новогрудском воеводстве составлял 2 злотых, в Полесском – 2,96 злотых. В то время как килограмм ситного хлеба стоил 0,34 злотых.

Не менее остро на западнобелорусских землях стоял аграрный вопрос. Отличительной чертой Второй Речи Посполитой было крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. Не выдерживая конкуренции, многие сельские жители разорялись и становились батраками у панов либо вынуждены были в поисках работы эмигрировать за границу.

Для колонизации и окончательной ассимиляции западнобелорусских земель польское правительство развернуло кампанию по заселению Кресов Всходних осадниками – выходцами с этнических польских территорий

Преимущественно это были семьи отставных военных – участников советско-польской войны. Поселенцам выдавались участки земли от 10 до 45 га бесплатно или по заниженным ценам.

С 1926 года в стране установился жесткий авторитарный режим «санации» («оздоровления»), который был направлен на подавление национально-освободительного движения на восточных землях. Символом террора стал концентрационный лагерь в городе Береза-Картузская (ныне город Береза Брестской области), созданный в 1934 году для размещения до суда противников националистического режима. Цель этого лагеря состояла в том, чтобы сломить волю заключенных, раздавить людей психологически и физически.

Изнурительный труд заключенных в концлагере Береза-Картузская

По словам премьер-министра Польши того времени Леона Козловского, создание подобного места изоляции стало «ничем иным, как только орудием суровой и карающей руки государства». За 5 лет своего существования через лагерь прошло около 10 тысяч человек – в основном активисты левых и национальных движений Западной Белоруссии.

(Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59