Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Койдановские евреи. Ч. 10. От штетла к местечку

Основывая свои штетлы, евреи старались обособиться от коренных жителей и создать для себя полностью автономную среду обитания. Но, прирастая количественно, они вынуждены были выходить за пределы установленных границ, осваивая новые улицы и переулки. Со временем подобные поселения, основу которых составляли еврейские общины, получили название местечек.

К концу XVI века в таком положении оказались и койдановские переселенцы. Выделенный им участок земли был полностью застроен. Много места в нем занимала большая прямоугольная площадь, вымощенная камнем. Она считалась самым цимусом штетла, предметом особой гордости его жителей. Чтобы избежать ненужной конкуренции, каждая еврейская община специализировалась на определенном виде деятельности. В отличие от ближайших своих соседей, койдановские евреи занялись мелкооптовыми сделками, поэтому без рыночной площади никак не могли обойтись. Лишиться ее было равносильно потере рабочего места. Никто даже в мыслях не допускал, чтобы потеснить это жизненно важное пространство.

Многочисленные корчмы, шинки, заезжие дворы, мелкие лавки строились вплотную друг к другу, но никогда не пересекали границ рынка.

Все здесь было подчинено торговым операциям, а базарный день для жителей штетла превратился в источник жизненной силы и благополучия

Но не одной только торговлей жила койдановская еврейская община. Ее представители осваивали и другие профессии, нередко довольно специфические. Так, например, в обязанность шойхѐта входил кошерный забой птицы и скота. Если случалось, что резник уходил из жизни, то община не ела мясо до тех пор, пока ему не находилась замена.

Популярностью пользовался шадхен – профессиональный сват, посредник при заключении брака, получавший в случае удачного договора хорошие гонорары от родителей новобрачных. Среди женских профессий, распространенных только в штетлах, популярными являлись бобе (занималась родовспоможением), шпрехалке (знахарка), сарверке (повариха, готовящая еду на свадьбу и занимающаяся сервировкой стола).

Разнообразие в жизнь общины вносили и представители других профессий : портные, сапожники, пекари, печники, стекольщики. Когда штетл оказался перенаселенным и встал вопрос о расширении его границ, зажиточная верхушка, пользуясь своей властью, принялась постепенно вытеснять за пределы первоначальной застройки тех общинников, которые не были связаны с торговлей. Преимущественно балмелохес (ремесленников) и просте (социальные низы).

Своих евреи не бросали, поэтому всем вынужденным переселенцам оказывалась материальная помощь для обустройства на новом месте

Люди продолжали пользоваться всеми правами штетла. Их заселяли рядом, по обе стороны дорог, которые тянулись от рыночной площади. В зависимости от направления они именовались как Минская, Станьковская, Слуцкая, Рубежевичская и Виленская. Одна из дорог вела к костелу, и ей было присвоено право административной независимости (юридика), поэтому по созвучию в народе она звалась Юрздыкой. Так в Койданово появились новые улицы, которые со временем, как и рыночную площадь, вымостили камнем. Это была преимущественно ремесленная часть поселения.

Рядом с новыми еврейскими кварталами из глинобитных домов стали расти жилища местных жителей, переселявшихся из сельской местности. В отличие от евреев они старались не терять связи с землей, поэтому обзаводились большими огородами и держали подсобное хозяйство. В сезон бывшие крестьяне выращивали овощи и фрукты, реализуя их еврейским семьям, а зимой занимались ремесленным производством. Изготовленные ими предметы также предназначались для продажи.

Интересы жителей новых улиц Койданова во многом пересекались, однако между ними не возникало никаких противоречий

Ко второй половине XVI века относится и возведение поблизости от штетла православной церкви.

Не менее активно развивалась и историческая часть Койданова. Ей придавалась роль как административного, так и хозяйственного центра частной латифундии. В отсутствие землевладельца все функции управления имением переходили к войту, который не только следил за порядком на территории, но и осуществлял судебные функции. Низшие должности в его аппарате выполняла мелкая шляхта, бояре и земяне (свободные крестьяне), относившиеся к военному сословию. В период войн они составляли основу посполитого рушения (народного ополчения), а в мирное – служили своему феодалу и привлекались к выполнению различных поручений.

Территория вокруг замчища на Гаштольдовой горе постепенно застраивалась подворьями, где обосновалась челядь, обслуживавшая имение. Поэтому шляхта и другие служивые люди основали себе новое поселение, которое с 1588 года упоминется в инвентарных списках как Макавчицы

Основная часть его жителей, как указывается в инвентарях, была «служками листовными» или путными боярами, которые на «осаде сидят». Они жили при замках, доставляли документы (листы), сопровождали казну и денежные налоги, выезжали на следствие по крестьянским жалобам. Как свидетельствуют исторические документы, такой работой занимались жители Макавчиц, Зданович, Кисель, Калечиц, Борисович, Струпейка, Ермакович, Евтухович, Игнатович, Зеневич, Харлапович и другие.

Во второй половине XVI века в Западной Европе в связи с ростом народонаселения увеличился спрос на сельхозпродукцию. Великое княжество Литовское в то время было преимущественно аграрной страной, поэтому крупные землевладельцы решили использовать свой шанс. Существенный рост цен на хлеб в Западной Европе сделал выгодным для феодалов вывоз зерна за границу. Чтобы увеличить товарность своего производства, на месте имений они начали создавать фольварки, представлявшие собой специально созданный комплекс строений с барской пахотной землей. Производимая там продукция предназначалась сугубо для продажи. Вся тяжесть по обработке огромных площадей, отведенных под зерновые культуры, легла на крепостных, отрабатывавших барщину. Кроме того, чтобы упорядочить землепользование крестьян и регламентировать их повинности, а главное, обеспечить получение налогов в государственную казну, в 1557 году в стране была проведена аграрная реформа, известная как «Устава на волоки». Считается, что ее разработала и осуществила все та же предприимчивая королева Бона Сфорца.

Все проведенные реформы содействовали тому, что Великое княжество Литовское резко увеличило производство зерна. Когда встал вопрос о его транспортировке за границу, свои услуги предложили вездесущие евреи, имевшие большой опыт в проведении подобных операций

В сезон в Койданово прибывали сотни повозок и телег, груженных товаром. Вот здесь и пригодилась огромная площадь в центре штетла. Она стала местом проведения крупных торжищ и оптовых сделок, которые продолжались с раннего утра и до позднего вечера. Евреи старались не упустить ни одного клиента. Они настолько умело вели переговоры, что редко кто из продавцов мог отказаться от предложенных ему условий. После того, как товар перегружался в запасники и амбары общинников, крестьяне отправлялись в еврейские лавки и шинки, после чего немалые суммы их денег оседали в карманах владельцев питейных заведений. В такие дни площадь покрывалась отходами жизнедеятельности сотен лошадей. Их никто не убирал, и воздух, особенно в жаркие дни, насыщался неприятными запахами. Но эти неудобства нисколько не смущали обитателей штетла, потому что, как утверждали еще древние, деньги не пахнут.

Когда сезон продаж заканчивался, за дело брались балаголы, главным занятием которых считалась транспортировка грузов на большие расстояния. Это были довольно отчаянные люди, способные постоять за себя в случае разбойных нападений, нередко случавшихся на дорогах в то время. Подготовленные балаголами обозы отправлялись в Вильно, Варшаву и Крулевец (прежнее название Калининграда). По пути следования товара Койданово уже звучало не иначе как местечко (от польского miasteczko). Оно подразумевало собой поселение полугородского типа, которое отличалось от сел и деревень Великого княжества Литовского не только составом населения, но и особенностями деятельности его жителей.

(Продолжение следует.)

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59