45 лет честной дороги. Вместе с водителем рейсового автобуса проехали по одному из маршрутов района
 
        С Леонидом ТАЛЕЙКО мы встретились в депо автопарка №15. На дневном рейсе под номером 219 нам предстояло отправиться по знакомому ему до мелочей маршруту Дзержинск – Боровики. Приятная улыбка опытного водителя и меткие шутки дали сразу понять, что перед нами интересный собеседник и ему есть чем поделиться о годах работы на дорогах района.

С «желтым другом»
Первый утренний рейс в 5.55 для Леонида Михайловича – начало нового рабочего дня. И таких в его жизни были тысячи.
– Работаю с 81-го года только в этом автопарке. Все время за рулем. На многих рейсах в свое время поработал, – говорит он, занимая свое место в кабине нового автобуса, который он сам окрестил именем «Кастусь».
С этим «желтым другом» он работает на маршруте Дзержинск – Боровики с нынешней весны. До этого последние 10 лет Леонид Талейко возил пассажиров из Полоневичей в столицу.
– Уступил место молодежи, – делится с улыбкой водитель.

Тем не менее ездить на «Кастусе» приходится много: за одну смену до 400 км.
Одно четырехчасовое кольцо маршрута рейса 219 «Дзержинск – Боровики» через Фаниполь составляет 142 км.
– В дождь пассажиров меньше. Больше люблю работать летом, когда день длиннее, – рассказывает водитель. – Между рейсами обычно мойка автобуса, уборка. Наводит порядок в салоне уборщица. Но и самому приходится тряпочку в руки брать, чтобы поддерживать чистоту в течение дня. А вообще, на любом маршруте могу работать, для меня разницы нет.

География маршрутов
За 45 лет работы за плечами Леонида Талейко самые разные направления не только родного района, но и всей области. Когда-то даже возил из автопарка дзержинских туристов в Питер и Москву, на Украину, колесил по всему Союзу до перестройки.
«Сейчас все на скоростях, чтобы не опоздать по графику».
– У меня на маршруте Полоневичи – Минск все 600 км за день было. Много рейсов, – вспоминаем водитель. – Теперь больше 500 км в день ни у кого нет. Хотя раньше рейсы были более спокойными по времени.
Постоянные пассажиры
Если задуматься, то за этими цифрами десятки пассажиров, сотни историй. Только по маршруту Дзержинск – Боровики автобус объезжает по кругу 12 населенных пунктов. За десятки лет работы в районе Леонид Талейко знает историю каждого уголка, помнит, где что раньше было.
– Именно на этом маршруте в основном работяги ездят. Проездные покупают, – делится водитель, ловко управляясь с рулем. – Остальные – случайные люди: сегодня едут, завтра нет.

Подъезжая к очередной автобусной остановке, водитель сразу узнает постоянных пассажиров. Среди них и взрослые, которые едут на работу, и школьники из окрестных деревень, и учащиеся городского колледжа.
О профессии
Маршрут до Боровиков для Леонида Михайловича «спокойный», потому что на этой дороге меньше машин. Но на самом деле спокойствие – чисто внешнее. Самое сложное в работе, по его словам, – это постоянная необходимость быть внимательным, непрерывное внутреннее напряжение. К сожалению, пассажиры не всегда это видят.
Его девиз прост и мудр: «Хвалить работу свою надо».
– Они думают, водителю легко. Что тут такого: крути руль и едь! – c некоторой грустью делится водитель. – Бывает, переезд закрыт. Приходится стоять, а пассажиры то на электричку опоздывают, то на маршрутку. Могли бы выйти, пройти и успеть. А так «вы задержались, из-за вас мой внук опоздал на сессию». Но если переезд закрыт, чего сидел – вышел бы и успел.
Ловко маневрируя между попутными машинами, Леонид Михайлович делится своим опытом борьбы со стрессом.

– В нашем деле важно хладнокровие и терпение, не нужно психовать. Потому что всем надо ехать. Будешь реагировать, не сможешь работать. Чтобы руки не дрожали, крепко держали руль, необходимо спокойствие, – такая у него философия на дороге. – Надо любить свою работу, ценить ее, тогда все будет получаться.
Особый ритуал
Перед каждым рейсом у Леонида Талейко есть небольшой ритуал: подойти к машине, поздороваться с ней, обойти, проверить масло.
– И обязательно постучать, как летчик по крылу стучит. Для меня автобус тоже «живой», – с улыбкой отмечает он. – В салоне никаких талисманов не держу. Разве что иконка, которую ксендз подарил, когда освещал этот автобус и весь транспорт. Батюшка из церкви приходил, тоже молился. Наверно, это придает уверенности в пути.

Две козы… и бабки
За годы работы накопилось и множество забавных случаев.
– То не там выйдет, не туда войдет, то пьяные едут – всякое же бывает. Ну, я их не обижаю, конечно, – вспоминает водитель. – Какая бы ни была погода за окном, самое важное, чтобы в автобусе было тепло. И у всех настроение поднимается. Иногда музыку в салоне включаю для настроения, но не громко. Мало ли у кого голова из пассажиров болит или еще что-то случилось – тут нужно чувствовать.

Самыми необычными «пассажирами» за весь водительский стаж Леонида Михайловича оказались… две козы. Их он как-то вез со Столбцовщины в Дзержинск.
«Козы сидят, и бабки сидят. И все тут. И доехали. Сегодня такое уже вряд ли возможно».
А дело было так: какой-то дедушка в д. Литве подошел к водителю и попросил подвезти на автобусе двух молодых коз в Дзержинск.В салоне никого из пассажиров не было. Так и поехали.
– Приезжаю в Рубежевичи, а там на остановке заходят человек семьдесят бабушек. Ну ничего, никто не возмущался. Спокойно доехали, – до сих пор со смехом вспоминает эту давнишнюю историю водитель.
Свой язык
Есть среди водителей автобусов и свой особый язык жестов. Проезжая очередной перекресток, видим, как водитель машет едущему на встречу коллеге. И это уже обязательная традиция.
– Где какой контроль стоит или надо перестроиться – жестами, почти как у глухонемых, друг другу подсказываем. Все мы между собой это понимаем, – говорит Леонид Михайлович.

Идеальный рейс для него – спокойный, плановый и денежный: чтобы пассажиров было много, все довольны, и планы по выручке выполнены. Бывает, что кто-то едет без денег, но и тут он находит человеческое решение.
«Совесть не позволяет высадить. Пускай едет. В следующий раз отдаст».
На вопрос, что бы он хотел пожелать своим пассажирам, опытный водитель, пожимая плечами, ответил:
– С пассажирами ежедневно общаюсь . «Доброе утро», «приятного дня» «хорошего вечера» – каждый день им желаю. (Улыбается.) С людьми нужно разговаривать, улыбаться. Если просят о чем-то, не могу отказать.

И для Леонида Талейко вся суть в таком простом человеческом общении.
Разные эпохи
Проезжая мимо знакомых полей и лесов, он с легкой грустью замечает, что времена изменились.
«Раньше водитель автобуса ценился выше генерала».
– За годы работы уже четвертое поколение вожу. Пассажиры изменились. Раньше колесо спустило – так они тебе помогут, поддержат-подкрутят. А сейчас телефон включают и говорят: «Я тебе заплатил, а ты вези». Хотя колесо-то спущенное стоит. Раньше проще было.
Но Леонид Михайлович не жалуется. Просто констатирует факт: время меняется, молодежь меняется.

Когда молодым водителем устраивался на работу, запомнил один совет: не бегать с места на место.
«На одном месте камень обрастает», – теперь и его напутствие молодежи.
– Не хочет молодежь водить автобусы, у нас не хватает рук. Приходится за кого-то работать. Но в зарплатах не обижают, тут не на что жаловаться. Получаю я очень хорошо, но и работать приходится много. Если работу любишь, то это даже в радость.

Незаметно в беседе наше путешествие по маршруту подошло к концу. Леонид Михайлович аккуратно остановил «Кастуся» на очередной автобусной остановке. Его рабочий день еще не закончен. Впереди новое кольцо, а завтра новый рейс, новые пассажиры, одна и та же дорога, которая для него никогда не бывает скучной. Для водителя это больше чем маршрут, это жизнь, которую он искренне любит и ценит. В этом, кажется, и есть секрет его долгой и честной дороги.

 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
            