Учитель начальных классов Новоселковского УПК ЯС—СШ рассказала о секретах педагогического мастерства
Больше двадцати лет Татьяна Тавстуха встречает вчерашних детсадовцев, бережно и терпеливо ведет их в мир знаний, а затем, спустя четыре года, провожает в средние классы. Рутина и уроки по накатанной – не про нее и не для нее. Подробнее – в нашем интервью.
– Татьяна Евгеньевна, как вы пришли к своей профессии?
– Моя мама, Вера Викторовна Луцевич, была мастером производственного обучения в лицее, потому к педагогам я всегда относилась с особым уважением. Стать учителем мечтала с раннего детства: давала «уроки» куклам и даже бабушке с дедушкой, приезжавшим к нам в гости. Так что сомнений, кем быть, у меня никогда не возникало. Повзрослев, я окончила Несвижский государственный колледж, поступила в педагогический университет на заочное отделение и вернулась в родной район по распределению. Моим первым местом работы стала гимназия №1 г. Дзержинска. Затем, уже после выхода из декретного отпуска в 2003 году, я пришла в Новоселковский УПК, где и тружусь по сей день. За это время школа и коллектив стали мне родными.
– Помните ли вы свои первые уроки?
– Конечно. Было очень волнительно, я ощущала огромную ответственность. Затем, в Новоселках, мне сразу дали четвертый класс, то есть ребята пришли ко мне от другого учителя. Помимо этого мы активно участвовали в олимпиадах, конкурсах. А вообще, считаю, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно поработать хотя бы четыре года – вырастить детей от первоклассников до выпускников младшей школы.
– Как найти общий язык с родителями?
– И учитель, и родители заинтересованы, чтобы детям было комфортно, и за четыре года они становятся общими. Я во многом отвечаю за их здоровье, воспитание и образование, тоже люблю их и лелею. Думаю, мамы и папы это замечают. К тому же я не ставлю барьеров – мы много общаемся, всегда на связи. Конфликтов, как правило, не возникает. Мы разные, как дети, так и взрослые. Но нужно относиться ко всем по-доброму, с душой.
– Некоторые из них в своем желании дать ребенку лучшее образование стараются переехать в более крупный населенный пункт… Так ли много выигрывают дети?
– Скажу так: в наш технологичный век доступ к информации у городских и сельских ребят приблизительно равный. Школа, где бы она ни находилась, сама по себе гарантии качества не дает. Все зависит от способностей и интересов ребенка, заинтересованности и профессионализма педагогов. Возможно, в городе дети имеют больше возможностей в плане дополнительных занятий, разнообразия секций и кружков, зато на селе у учителя есть время и силы дойти до каждого. Так, в моем втором классе сейчас одиннадцать учеников, а в прошлом выпуске их было всего шесть. Для начальной школы, которая закладывает основы, это идеально.
– Каким должен быть педагог?
– Влюбленным в свою профессию. Первый учитель во многом определяет отношение ребенка к учебе, становится образцом отношений с людьми. Не зря его помнят всю жизнь. Кроме того, он обязан постоянно развиваться, не останавливаться на достигнутом. Моя дочь с улыбкой говорит, что по моим стопам все-таки, наверное, не пойдет, ведь тогда придется «учить уроки» всю жизнь. Что ж, в этом она права. Даже большой стаж и наработанный опыт не отменяют ежедневной подготовки, самообразования.
– Вы строгий учитель?
– Признаюсь, что я совершенно не авторитарный человек, а в классе стараюсь построить уважительные и доверительные отношения. Это, конечно, не отменяет дисциплины. На уроках у нас действует закон тишины: перемена – для отдыха и разговоров, а после звонка мы занимаемся иключительно предметом. При этом я стараюсь, чтобы у моих учеников появилось как можно больше интересов помимо гаджетов. Мы мастерим, готовим небольшие театральные постановки, изучаем белорусские обычаи и традиции. Так, недавно колядовали, а теперь ожидаем Масленицу. Хочу отметить, что если, к примеру, еще десять-пятнадцать лет тому назад удивить детей было несложно, теперь нужно действительно постараться. И, главное, самой оставаться «в тренде».
– В мастерстве учителя – успех ученика…
– Возможно, результаты наших усилий не так очевидны, как у представителей многих других профессий. Среди самых трогательных моментов – выпускные, когда в одиннадцатиклассниках узнаешь и не узнаешь своих повзрослевших учеников. Еще вчера, казалось бы, они шли на первый в жизни урок, а уже превратились в юношей и девушек. Прочные знания, хорошие отметки, победы, конечно, важны. Но когда мне также удается вложить в них доброе и светлое, считаю, это и есть педагогический успех. Вспоминаю, как несколько лет назад я внезапно слегла с пневмонией в конце мая. После линейки мои совсем взрослые дети пришли прямо в палату с большим букетом цветов. Растрогали меня до слез…
– А куда вы спешите после уроков?
– Конечно, домой. Там меня ожидают муж Владимир, сын Данила и дочь Анна. Еще один член и любимица нашей семьи – чихуа-хуа по кличке Ева, она дарит нам массу эмоций и энергии. Вообще, я человек творческий, увлекаюсь рукоделием, фотографирую, занимаюсь скандинавской ходьбой. С удовольствием кулинарю, провожу много времени в саду и огороде. Мы любим путешествовать по Беларуси всей семьей. С огромной радостью ездим в Гродненскую область, где в Свислочском районе, на территории Беловежской пущи, жил мой дедушка. В тех местах из детства – моя душа. Есть прекрасная традиция и у нашего коллектива. Каждый год ко Дню учителя мы открываем для себя новые места. К примеру, побывали в Заславле, Новогрудке, Коссовском замке. Не люблю сидеть без дела, считаю, что жизнь – это движение. И с оптимизмом смотрю в будущее.