PROродительство с Марией Желиховской. Уроки самостоятельно: детские деньги
Финансовое образование у моих детей стартует в пять лет. Один из существенных источников кэша у подросших школьников – их учеба СВЕРХ базовой программы. Как работает простая и, что важно, экономичная схема финансовой мотивации к учебе – на примере детей банкира.
Я сама всегда училась по принципу «cначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Зачетка, работающая на тебя, – это лояльность, перспективы и свобода от условностей. Чтобы данный принцип работал, нужно иметь показатели заметно выше среднего. Я использую финансовый стимул, чтобы подтолкнуть своих детей на этот неочевидный путь.
Два случая оплаты школьных результатов
1. Успехи сверх программы. Это, например, призовые места на олимпиадах и в интеллектуальных конкурсах. Высокий достигнутый результат заслуживает поощрения, так как таких детей в принципе мало. Мы, родители, это видим. Мы это стимулируем.
2. Квартальные и годовая премии за достижение целевых показателей в учебе. Мы оцениваем только итоговый результат за четверть и за год.
Как работает премирование?
У нас есть цифра отсечения. Например, закончить четверть/год без семерок. Это целевой показатель. Он может быть вообще любым. Его устанавливаете вы с ребенком сами и больше никто. Основной смысл премии – не поддержание status quo, а именно поощрение усилий (на то она и премия).
Мои дети умные сами по себе. С их мозгами учиться без итоговых семерок в табеле – задача, требующая минимального напряга и самоорганизации. На нашем примере, если ребенок действительно заканчивает без семерок, он получает свой бонус. Если семерки есть – ну что ж, ничего страшного, в другой раз будет лучше. Это и есть премия за достижение целевых показателей – без усилий их не добиться.
Сумму поощрения устанавливает банк, то есть родители. Ее размер, а также условия получения известны еще в начале четверти. Система понятна и прозрачна. Постоянство – вообще хорошее подспорье для родительского авторитета.
Текущие оценки при этой системе могут быть разными. У ребенка есть возможность их исправить самостоятельно без нажима и истерик со стороны родителей, которым принципиально иметь именно ребенка-отличника. Мне не принципиально. Я не кошмарю за неудачи – я стимулирую успехи.
Побочный бонус такого подхода к школьным финансам – повышенная детская вовлеченность в школьную жизнь. И, конечно, освоенный принцип «зачетка работает на тебя» в действии, начиная уже со школы.
ВАЖНО! Школьные квартальные – это не единственные карманные деньги, но это их дополнительный существенный источник. Хочешь – делай и получишь. А нет – так нет.
Любые деньги за учебу – скользкая дорожка. Идти по ней надо очень медленно. Олимпиады, исследования, наука – это то, что я подкрепляю финансово с самого начала учебы. Детей, которые этим занимаются, как правило, пара человек на параллель.
С оценками все не так очевидно. Высока вероятность перегибов. Часто именно в привязке к оценкам деньги превращаются в самоцель для ребенка и источник манипуляций для его родителей. Чтобы такого не случалось, эти бонусы не должны быть единственным источником своих денег для ребенка. Из практики мне нравится доля в 40%. Некритично, но существенно.
С первого класса, на мой взгляд, такие премии не нужны – там их тратить не на что. А вот детям постарше уже может быть актуально. Чем старше ребенок, тем больше у него материальных запросов, тем крупнее его финансовые цели, тем больше личных денег ему нужно. Четвертные и квартальные премии появились у моих детей ближе к средней школе не как метод стимуляции учебы, а как ответ на детский запрос «мам, я хочу купить…»
Ценность заработанных денег выше ценности карманных, которые даются просто так. У моих детей есть и те, и те. Их соотношение влияет на детский выбор
В настоящий момент мои дети нацелены на результаты олимпиад и прочего, так как это хорошо оплачивается и им на все хватает. Точечный стимул дал ожидаемый результат. И обходится это мне гораздо дешевле, чем карманные деньги без лимита и закрытие детских хотелок по запросу.