По маминым стопам! Специалист-ветсанэксперт – о пути в профессию и специфике работы
Многие дзержинцы покупают мясо и овощи на городском рынке. Но мало кто знает человека, который ежедневно следит за качеством всей этой продукции. Знакомьтесь: заведующая лабораторией ветсанэкспертизы Дзержинской районной ветеринарной станции Алеся Машнюк.
Ровно семнадцать лет назад, как раз в апреле, Алеся Машнюк заняла эту должность. C тех пор под ее пристальным контролем качество всей растительной и животной продукции на дзержинском рынке.
– Сейчас начнется сезон зелени, огурцов и помидоров. Молодая продукция, как правило, наиболее опасная. Так что по весне нас ожидает пик работы, – говорит специалист.
Профессия передается…
по женской линии
Алеся родом с Витебщины. В Станьково семья переехала, когда ей было шесть. Это место стало родным, с ним связано много воспоминаний. После окончания Витебской государственной академии ветеринарной медицины Алеся вернулась в Станьково уже с профессией ветеринарного врача, ветсанэксперта. Практику проходила на ферме в колхозе. После учебы работала ветсанэкспертом на мясокомбинате в д. Журавинке.
– Построила в Станьково дом. Так что каждое утро уже много лет с детьми ездим в Дзержинск. Они – на занятия в гимназию, а я – на работу, – рассказала женщина.
«Помимо того, что контролирую качество продукции на рынке, я еще являюсь государственным ветеринарным инспектором. Выезжаю на предприятия с мониторингом для оценки ветеринарно-санитарного состояния предприятий района».
Алесе работа нравится. Она бы хотела, чтобы дочь в будущем пошла по ее стопам, закончила Витебскую академию. Ведь когда-то так поступила она сама, выбрав профессию своей матери.
– Моя мама заканчивала Витебскую академию. На тот момент это, правда, был институт ордена «Знак Почета». Она меня настраивала, чтобы я последовала ее примеру. Хотя на тот момент я за собой особого рвения к ветеринарии не замечала. Часто приходила к маме на работу, в этот же кабинет, помогала с бумагами, заполняла какие-то журналы. В то время на рынке продавалось много мяса и растительной продукции, не то что сегодня, – вспоминает Алеся Машнюк. – В общем, после окончания школы послушала маму и поступила в академию.
Но семнадцать лет назад в семье случилась трагедия. Умерла мама Алеси.
– В то время я уже работала в Минске в областной лаборатории. Буквально сразу после маминой смерти мне предложили занять ее место в Дзержинске.
Хотя и были перспективы роста в столице, Алеся решила принять предложение и вернуться работать на родину. Здесь как раз остались брат с отцом.
– Начала работать – тут же удачно сложилась личная жизнь. Вышла замуж, родила дочь и сына. Сегодня девочка учится в девятом классе, сын уже в шестом. С тех пор место моей работы неизменно.
Борьба с нелегальной торговлей
С пятницы по воскресенье – самые торговые дни на дзержинском рынке. Рабочий день Алеси начинается с обхода всех продавцов.
– Проверяю наличие сопроводительной документации о качестве их продукции и ее происхождении. Если ее нет, беру на экспертизу товар. Это, как правило, зелень, яблоки, огурцы – все, что продавцы вырастили на своем подворье. Проверяю на нитраты и радиологию, делаю органолептический анализ. Если все в норме, выдаю талон на торговлю. Таким образом с контролером проверяем продукцию ежедневно, – рассказывает заведующая лабораторией. – Если есть нарушения, составляю акт.
«Продавец не допускается к торговле на территории рынка без документов. Но за его пределами без документов продают много. Перед входом на рынок каждые выходные у нас стихийная торговля. К качеству продукции здесь много вопросов».
Да и по всему городу много сомнительных точек торговли мясом. Это еще один момент, который вызывает беспокойство специалиста.
– Их мясо нигде не проверено. Очень часто обманывают покупателей, что оно домашнее. На практике же, как правило, на товар нет никаких документов ни о качестве, ни о происхождении. Подозреваем, что мясо закупают на рынке в Таборах, дома фасуют. Потом в автобусе это мясо без холодильников катается по «точкам». Район Протасова, «Тройки» – популярные места торговли. Постоянно боремся с такими горе-продавцами. Ведь любое мясо, а особенно свинина, – это такой товар, который требует самого тщательного контроля.
Вместе с милицией и работниками райисполкома ветсанэксперт выезжает в рейды, чтобы поймать с поличным таких продавцов. Но, даже несмотря на все эти меры, торговля снова возобновляется.
– Чтобы торговать своей продукцией – мясом, овощами или фруктами, должна быть справка из сельсовета, что у него есть свое подсобное хозяйство. Тот же сад с яблоками или, допустим, две свиньи, – поясняет заведующая. – Чтобы проверить, например, яблоки на радиологию в нашей лаборатории, достаточно 15–20 минут. Овощи на нитраты тоже быстро проверяем на месте.
Дела лабораторные
В лаборатории раньше проверяли свинину, которой торговали на дзержинском рынке. Но так как этот товар исчез с прилавков, то теперь здесь смотрят лишь диких животных на трихинеллез.
– Для людей это смертельное заболевание, – объясняет Алеся. – Проверяем на него теперь диких кабанов, которых подстрелили охотники. Я уже находила трихинеллез. Увидеть его в микроскоп на самом деле большая удача. Случай был на втором году работы на рынке. Люди, которые покупают в стихийных несанкционированных точках мясо, очень рискуют. Трихинеллез грозит летальным исходом.
Есть в лаборатории комната, где проверяется плодовоовощная продукция на нитраты. С помощью специальной аппаратуры за несколько минут можно узнать, есть ли превышение по показателям.
– Иногда проверяем даже мед. Есть необходимые реактивы. Обследуем на разные добавки: очень часто мед разбавляют сахарным сиропом. Только молочную продукцию сейчас не смотрим, так как нет соответствующих условий для ее торговли на рынке. Хотя приборы необходимые имеются.
Отдельную комнату в лаборатории выделили для радиологических исследований. Алеся каждое утро включает прибор для замера фона в помещении. Здесь же в специальный прибор погружают продукцию, к примеру, яблоки с личного подворья. Он в течение нескольких минут вычисляет уровень радиации и показывает, превышен ли он.
Подлечите кошечку!
Не обходится в работе и без курьезов. Многие считают Алесю классическим ветеринарным врачом. Поэтому часто приносят собак, кошек с просьбой сделать укол или подлечить.
– Прямо в лабораторию доставляют своих питомцев, просят посмотреть, что с ними не так. Приходится уже отшучиваться, что смотрю животных только в разделанном виде, как и всю мясную продукцию, реализуемую на рынке, – смеется специалист. – Или был другой случай. Дачники в панике прямо ко мне домой принесли кошку с клещом в голове. Выдернула насекомое за секунду. На следующий день хозяйка животного принесла большой пакет с конфетами для детей в знак благодарности. Я была поражена. Для меня вытащить клеща – обычное дело, для людей оказалась целая трагедия.
Учиться новому
Чтобы оставаться высококлассным специалистом, приходится постоянно учиться. В профессии ветсанэксперта, как и в медицине в целом, нельзя иначе. Технологии не стоят на месте.
– Раз в четыре года повышаю свою квалификацию как ветсанэксперта, так и радиолога. Каждый год прохожу разные курсы, чтобы знать все новинки в своей сфере, – подытоживает собеседница. – Да и профессия мне нравится. Не зря когда-то послушала маму и выбрала именно ее.