Под женским каблуком… педаль! Как Надежда Гащук из Дзержинска освоила профессию водителя большегрузов
Внешняя женская хрупкость весьма обманчива. А “слабый пол” все чаще доказывает, что ему почти все под силу. Вот и Надежда Гащук – голубоглазая блондинка и мама четверых девочек – смогла усмирить уже не один грузовик.
“Поддержал муж-дальнобойщик”
Надежде 38 лет. К этим годам она успела примерять на себя профессию штукатура, занималась документальной подготовкой объектов к строительным работам и училась продавать. А потом решила: в ее возрасте уже можно не заботиться о мнении окружающих и предрассудках. Тогда почему бы не освоить сферу, о которой мечтала давным-давно?
— Тогда останавливали дети. Их у нас четверо, и все — девочки. Самая младшая на тот момент еще только в сад ходила. Поэтому я ждала, взвешивала все за и против.
В этот период Надежда даже сменила должность техника по подготовке производства и специалиста по закупкам и снабжению в Дзержинском ЖКХ на удаленную работу из дома. Пробовала себя в качестве менеджера по продажам.
— Выглядело это примерно так: одна рука – в компьютере, а другая помешивает борщ в кастрюле. Совмещать работу с воспитанием маленьких детей и домашними делами было сложно.
Но дочки подросли, стали самостоятельнее, и перед Надеждой открылась новая дорога. Причем в прямом смысле слова!
— Когда Аня, младшая, пошла в школу, я окончательно решила, что буду менять работу. Кабинет, таблицы, сметы, цифры — все это однообразие очень сильно выматывало меня. А вот что всегда нравилось, так это динамика, неожиданность, когда не знаешь, что тебя ждет в ближайшее время и учишься принимать решения на ходу. Профессия водителя — это как раз то, что мне было нужно!
Спросите, откуда такая уверенность в выборе? Надежда — жена дальнобойщика со стажем. Так что романтика дорог неспроста вскружила ей голову.
— Был период, когда ситуация на границе обострилась. Пункты пропуска ужесточили пропускной режим, дальнобойщики долго стояли в очередях, работы становилось все меньше и меньше. Я часто ездила к мужу на границу за 300 км. Везла продукты, вещи, деньги. Мы постоянно кооперировались с женами других дальнобойщиков, помогали друг другу.
Но настал момент, когда нервы уже были на пределе. Начались проблемы личного характера. Тяжело было постоянно находиться в состоянии морального напряжения. В итоге приняли решение, что муж уходит из той фирмы, где он работал, и ищет работу по месту.
Вскоре Дмитрий устроился на фирму в Дзержинске, западные рынки сменил на ближнее зарубежье – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан… Несмотря на то, что семья пережила не самый простой период, напрямую связанный с минусами профессии водителя, муж Надежды довольно позитивно отнесся к ее наполеоновским планам и постоянно поддерживал супругу. Так, на семейном совете было решено, что хранительница очага будет проходить переподготовку с категории В на С.
“Первая машина — ЗИЛ-130”
Последним решающим фактором, подтолкнувшим Надежду к большегрузам, стала поездка за рулем фуры.
— Однажды упросила мужа дать мне порулить. Немного проехала… и сразу же подала заявление в автошколу! Автошкола в Дзержинске с категории В на С не переучивает, но набор в группу объявил дзержинский колледж. Занятия должны были начаться в апреле, но их перенесли на май. Я же была в таком нетерпении, что затягивать с обучением не хотелось. В Минске ближайшие к Дзержинску автошколы могли предложить только газель. Она тоже свыше 3,5 тонн, но мне хотелось чего-то посерьезней. Поэтому 23 мая (помню этот день, как сегодня!) поехала в Столбцы. Там выбрала себе “железного коня” — ЗИЛ-130.
В это время Надежда уже нигде не работала, а потому на занятия в столбцовской автошколе исправно ездила каждый день. Муж шутил: “Как на работу!”. Уже в июне ей разрешили выехать на автодром.
— Машина у меня просто кипела! Я старательно отрабатывала все элементы. Понимала, что, когда выйду на работу, на меня итак все будут коситься. А потому дополнительно «косячить» не хотелось.
Кстати, мама Надежды тоже поддержала новое увлечение дочки. По ее словам, когда та сменила профессию, у нее появилось намного больше интереса к жизни.
В группе по вождению всего было 12 человек. Из них — две девушки: наша героиня и еще одна любительница больших авто. Правда, до финального экзамена дошла только Надежда.
— Я была уверена в том, что сдам, но все равно тряслась, переживала. В итоге сдала с первого раза! Меня очень поддерживал муж, в тот момент был рядом, за что ему большое спасибо. А уже на следующий день после экзамена начала искать работу. Тут все было гораздо интереснее, — интригует Надежда.
«У меня есть подруги, у которых уже все категории, кроме трамвая! С каждым годом женщин-водителей в Беларуси становится все больше».
“Девушка, вы для себя интересуетесь?
Тогда вакансии уже нет!”
Начинающая водительница большегрузов к поискам работы подошла основательно. Обложилась газетами с объявленими и целыми днями делала обзвоны. По словам Надежды, реакция на том конце провода была разная. Иногда в трубке повисало немое молчание. А в остальных случаях говорили прямо: “Нам нужен мужчина!”. Конечно, не у всех собеседников наблюдались проявления шовинизма — многие просто искали водителя, который по совместительству будет грузчиком. Понятное дело, что взвалить такой груз на женские плечи не захочет ни один работодатель.
— В дзержинском автопарке, куда я тоже дозвонилась, удивились и культурно сказали, что вакансия уже неактуальна. Хотя позже я видела, что поиски водителя в автопарк №15 продолжались.
После первой неудачной попытки Надежда перешла на частные фирмы. Причем решила действовать решительней. В едином государственном реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей находила юридические адреса, сверяла с фактическими и ехала на личную беседу с пакетом документов в руках.
Работу наконец предложили в частном магазине “У Мiколы”. Особо значения, кто будет за рулем — мужчина или женщина, там не придавали.
— Дзержинск — город маленький, и тут уже поползли слухи, что я ищу работу. Все-таки муж у меня в этой сфере, поэтому всем было интересно. А я к тому моменту уже месяц была в поисках и почти потеряла надежду. И тут муж пишет мне: «Собирайся, едь на базу, тебя там ждут». На сборы ушло 20 минут — это был, наверное, рекорд! Кстати, живем мы в Боровом, поэтому добиралась оттуда.
Когда приехала на базу, ко мне подошел нынешний работодатель. Пообщались. Он спросил, почему меня не берут на работу. Я предположила, что, может, боятся. Тогда он мне ответил: «А я возьму!».
Надежде предложили выбрать себе «ласточку». И между грузовым микроавтобусом и тентованной Ивеко Дейли она выбрала последнюю.
— Понимала, что мне придется ее одевать-раздевать, собирать каркас, учиться вести ее на дороге, но я именно этого и хотела.
“Когда открываю тент,
движение вокруг останавливается”
В первый свой рабочий день Надежда везла заказчику дрова. Признается, что было непросто, но со своей задачей справилась. На следующий день предстоял выезд в Минск. В пути ее сопровождал опытный коллега, стажировал напарницу. На этом этапе у женщины возникли первые сложности: давали о себе знать не очень хорошее знание города и интенсивное столичное движение.
— Постепенно ко всему привыкла. Иногда приходится на ходу менять маршрут — пробки, аварии, дорожные работы не оставляют другого выбора. Но мне это нравится! А когда я приезжаю к заказчику и начинаю снимать тент, движение вокруг останавливается. Всем мужчинам интересно посмотреть, как я буду это делать. Ведь это, на самом деле, тяжело.
Коллектив, в котором сейчас работает Надежда, небольшой, но дружный. Шуток, подколов и насмешливых улыбок в свой адрес от коллег она не получала. Наоборот, мужчины всегда готовы помочь и дать дельный совет.
— Бывает, что прихожу на работу, а у меня уже машина стоит прогревается! Так что свои бонусы в этом есть, — смеется Надежда.
«Рассматриваю такой вариант, что мы будем работать с мужем вместе, в парном экипаже. В любом случае планирую получать категорию СЕ».
В тик-ток у Надежды Гащук есть свой аккаунт. Там она снимает короткие ролики развлекательного характера на тему работы.
— Изначально зарегистрировалась в тик-токе, чтобы следить за дочками. Постепенно начала снимать сама. Сначала это были просто видео с машинами. А потом мы познакомились и сняли совместное видео с девушкой-логистом, у которой был уже раскрученный тик-ток. Там я предстала в образе “жонкi”. Это такое обращение к жене, которое свойственно только нашим, белорусским водителям. Наш дуэт за пару часов набрал больше 20 тысяч просмотров. С тех пор я начала более активно развивать тик-ток. Появились люди, близкие мне по духу, — жены дальнобойщиков.
Сейчас у девушек есть своя группа в Вайбере. И это не просто общение в виде переписок. Есть в этом и благотворительная составляющая: участницы помогают друг другу и своим мужьям в совершенно разных ситуациях, ведут поиски пропавших без вести водителей, обмениваются опытом.
Выручают блондинку, которая не побоялась сесть за руль грузовичка, и случайные встречные водители. По-джентельменски относятся сотрудники ГАИ. А две ее дочки уже планируют пойти по стопам родителей — в дорожно-транспортную сферу. Так что, однажды рискнув, Надежда получила даже больше, чем могла ожидать: новых единомышленников, поддержку всей своей семьи, любимую профессию и массу новых ярких эмоций!