Меню

Койдановские евреи. Ч. 18. Татары и караимы

Еврейская община в Койданово была наиболее многочисленной, но не единственной среди представителей других народностей, проживавших в местечке. Со временем недалеко от них осела еще одна группа переселенцев. По разговору, обычаям и одежде они напоминали выходцев из Крымского ханства, считавшегося улусом Золотой Орды. Поэтому местное население в обиходе называло этих людей татарами, хотя их религиозная обрядность основывалась на Ветхом Завете и больше напоминала иудаизм, чем магометанскую веру.

С татарами население Великого княжества Литовского было знакомо с давних пор. Южные границы ВКЛ постоянно подвергались набегам этих кочевых народов, захвативших Крымский полуостров. Привыкшие жить за счет дани и грабежей, они на протяжении нескольких столетий устраивали большие и малые походы, врываясь в пределы территорий своих ближайших соседей. Разорению подвергались южные рубежи Руси и Королевства Польского, а также Турово-Пинское княжество. Глубже в пределы Великого княжества Литовского кочевникам не позволяли заходить естественные природные преграды Полесских болот и густые леса средней полосы.

Существующие многочисленные упоминания о битвах с татарами при Койданово, взятые из исторических хроник XIIIXIV столетий, как правило, носят противоречивый характер и в большинстве случаев не соответствуют действительности

К концу XIV века Великое княжество Литовское значительно расширило свои границы на юге. Это было мощное государство, способное противостоять внешним угрозам. Приняв в 1392 году титул великого князя литовского, Витовт решил покончить с опустошительными набегами татар, делавших свои молниеносные броски с территории Крымского полуострова. Однако первая битва с татарской конницей при реке Ворскле 12 августа 1399 года закончилась полным поражением объединенных войск ВКЛ и его союзников. Такая неудача показала, что крымские воины являются серьезной силой, поэтому, подготовив еще несколько военных походов, Витовт все же заставил крымских правителей считаться с собой. Разбойные нападения временно прекратились, а союзнические отношения даже открыли дорогу для переселения татар на земли Великого княжества Литовского.

В то время основу войск ВКЛ составляло шляхетское ополчение, воины которого за службу получали землю. На этих условиях Витовт стал приглашать и татар, пытаясь таким способом увеличить численность своих боевых рядов умелыми и дисциплинированными всадниками. Крымчан такие условия устраивали, и первые организованные татарские общины появились в Подолье, на Киевщине, около Минска, Гродно, а также недалеко от Лидского, Кревского и Тракайского замков.

Застенки (наделы земли) татары получили и на Койдановщине. На это прямо указывает топоним Татарщина. Данный населенный пункт расположен в Путчинском сельском Совете

Неподалеку находится еще одна деревня – Липки. Казалось бы, это название никак не соотносится с кочевым народом, однако именно так в разговорной речи называли татар, получивших землю за службу в ополчении и приравненных в правах со шляхтой. Само слово пришло из татарского и турецкого языков и в первоначальном варианте обозначало литвина, а затем закрепилось в местных диалектах и стало обозначать татар на поселении.

Они, как поданные великого князя, располагали правом свободно исповедовать ислам. Таким образом, их общины оберегались конфессиональной замкнутостью, позволившей им сохранить свою самобытную культуру. Об этом свидетельствуют знаменитые рукописные книги – китабы, сочетавшие в себе традиции Востока и Запада. Однако, в отличие от евреев, татары прочно осели на гостеприимно принявшей их земле и не мечтали больше о прежней жизни. Последующие поколения этого кочевого народа окончательно ассимилировались среди местного населения и в качестве малой народности стали частью белорусско-литовского этноса.

В начале XV века Витовт Великий привел из Крыма и поселил на своих землях представителей еще одной тюркской общины – караимов. Они не были профессиональными воинами и преимущественно занимались торговлей, ремеслами и полеводством

Знания и умения этого народа требовались для того, чтобы поднять экономику ВКЛ, а потому караимам первоначально предлагали селиться в городах. Их общины были немногочисленны. Своим трудолюбием и миролюбивым характером они смогли быстро завоевать доверие у горожан. Однако позже, когда возникла конкуренция с окрепшей прослойкой мещан, а также усилилось давление со стороны католической церкви, караимы стали искать себе другие места для проживания, где могли чувствовать себя спокойно. В этом отношении им приглянулись местечки, и со второй половины XVI века они стали осваивать данные населенные пункты.

Откуда произошел этот древний народ и как он оказался в Крыму – вопрос до конца не изученный. Наиболее убедительным считается предположение, что родина караимов – Хазарский каганат, на протяжении нескольких веков контролировавший торговые пути к Риму и Константинополю. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов, говоривших на разных языках и исповедовавших разные религии. Но положение изменилось после того, как в Итиль, столицу Хазарского каганата, прибыли странствующие еврейские купцы-радониты. Используя свои методы обольщения, они склонили аристократическую верхушку хазар, преимущественно являвшуюся язычниками, к принятию иудаизма. А затем с помощью смешанных браков полностью подчинили ее своему влиянию.

Однако рождавшиеся в таких семьях дети имели разное положение в обществе. Ребенок, появившийся на свет от матери-еврейки и отца-хазара по законам Священного Писания считался полноценным евреем и мог пользоваться всеми привилегиями. Но если матерью была хазарка, а отец – евреем, то их наследник считался уже гоем. Он не мог рассчитывать на высокое положение в обществе, даже несмотря на то, что его родители относились к аристократической знати. Со временем, не имея возможности возвыситься в каганате, гои стали переселяться на Крымский полуостров, где создали свою уникальную общину.

Караимы продолжали исповедовать иудаизм, но отошли от ортодоксальных принципов его вероисповедования

Они не признавали Устный Закон – Талмуд, а богослужение основывали на Священном Писании (Танахе). Отсюда и произошло название их общины – «караимы» (от древнееврейского слова «читающие»). Они верили в единого Бога, но поклонялись Моисею, Иисусу и Мохаммеду, которых считали равноапостольными пророками. Поэтому их религиозные взгляды сочетали иудаизм, христианство и ислам, а молельные дома, называвшиеся кенассами, представляли собой нечто среднее между синагогой и мечетью. У них не было духовенства, а священнослужителем мог стать любой, кто хорошо знал суть караизма и был чист в нравственном отношении. В остальном этот небольшой народ мало отличался от других жителей Крымского полуострова.

Предположительно караимы стали селиться в Койданово во второй половине XVI века. На то время неосвоенной оставалась юго-восточная часть местечка, где они и создали свою общину

Одно из первых возведенных ими зданий – кенасса. Молитвенный дом возвышался на холме, где в настоящее время находится двухэтажка (пересечение переулка Советского и улицы 1-й Ленинской улицы). А за кенассой, вдоль реки Нетеча, построили жилые дома для своей общины. Долгое время койдановцы называли это место татарским. Считается, что караимы основали новую улицу, получившую название Новоминской (1-я Ленинская). Благодаря им жители Койданова получили лук, чеснок и другие пряные растения. В садах новых поселенцев росли плодовые деревья, среди которых большими и сочными плодами выделялись груши.

Впоследствии эти груши распространились по всему Койданово и вплоть до XIX века считались достопримечательностью местечка, а затем выродились и навсегда исчезли как вид плодовых растений

Прибыльным занятием для караимов считалось коневодство. Они выращивали особую породу лошадей, пользовавшихся спросом у сельских жителей.

Таким образом, в конце XVI века Койданово превратилось в многонациональное и многоконфессиональное местечко, где каждый занимался своим делом и старался не обострять добрососедские отношения с представителями другого народа.

(Продолжение следует)

       Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59