Койдановские евреи ч. 25. Возвращение к мирной жизни
К концу второго года войны русская армия заняла всю территорию Великого княжества Литовского. Считая свою задачу выполненной, московский царь Алексей Михайлович все бремя расходов по содержанию войск возложил на население побежденных земель, а сам, решив поправить дела в Прибалтике, объявил войну Швеции. Казалось, что и на северном направлении успех сопутствует ему. Однако дальнейшие события изменили обстановку не в пользу Московского государства.
В конце 1655 года коронный гетман Станислав «Ревера» Потоцкий призвал население Польши подняться на всенародную борьбу против шведского нашествия. Вскоре к восставшим присоединился воевода подляшский Ян Петр Опалинский, придав антишведской борьбе организованный характер. Объединившись с созданной в Тышковцах шляхетской конфедерацией, войска поляков начали громить шведские гарнизоны.
Положение Карла X Густава осложнилось еще и тем, что против него начал войну московский царь. В этих условиях Москва и Краков стали союзниками, поэтому заключили временное Виленское перемирие.
Ободренный успехами своих войск, из Силезии на родину вернулся польский король Ян II Казимир, сбежавший от шведов за границу. В августе 1657 года внезапно скончался союзник Москвы Богдан Хмельницкий. Примерно в это же время в Старом Быхове был убит монахом казачий атаман Иван Золотаренко. Во время выборов нового гетмана Запорожское войско проголосовало за Ивана Выговского. Тот же в свою очередь заключил с Яном II Казимиром Гадяческий договор, который предусматривал возвращение Украины под власть Польши, что значительно ослабило армию московского царя.
Самодурство, грабежи и насилие со стороны русских ратных людей привело к тому, что и на территории Великого княжества Литовского развернулась партизанская борьба шишей (белорусских крестьян), выступивших с оружием в руках против завоевателей. Одумалась и присяжная шляхта, которая в начале войны поверила обещаниям московского правителя и перешла на его сторону. Три года войны обернулись трагедией для населения ВКЛ, поэтому шляхтичи, отказавшись от прежних «челобитных» обещаний, стали организовывать вооруженные выступления в городах, изгоняя оттуда русские гарнизоны.
Быстро менявшаяся картина военных действий заставила уже Алексея Михайловича задуматься о возобновлении мирных переговоров.
В феврале 1660 года заболел лихорадкой и скоропостижно скончался 37-летний Карл X Густав. На шведский трон был посажен его 4-летний сын, а управление страной было поручено регентскому совету. Швеция больше не представляла существенной угрозы. А вот боевые действия между поляками и русскими с переменным успехом продолжались еще несколько лет, окончательно истощив силы Речи Посполитой. Понимая, что дальнейшее продолжение войны, длившейся 13 лет, может привести к печальным последствиям, Ян II Казимир предложил противоположной стороне заключить перемирие. Такой документ был подписан 30 января 1667 года в селе Андрусово, что находилось неподалеку от Смоленска. Срок его действия был определен на 13 лет и шесть месяцев. Русское государство вернуло себе все земли, утраченные в годы Смуты. Левобережная Украина и Киев также отходили под управление Москвы.
На этот раз все условия договора диктовала русская делегация, возглавляемая боярином Афанасием Ордин-Нащокиным, а польская сторона покорно соглашалась с ними. Единственное, что в этой «сделке» она смогла выторговать – это сохранение унии с Великим княжеством Литовским. Андрусовское перемирие показало, что «золотой век» Речи Посполитой закончился.
В русско-польской войне 1654–1667 годов больше всего пострадало Великое княжество Литовское – союзник Польши по унии. Некогда цветущий белорусско-литовский край лежал в пожарищах и руинах, а ремесленное производство и торговля пришли в полный упадок. Потребовались долгие годы напряженного труда, чтобы восстановить прежний уровень экономики.
По подсчетам современных белорусских историков за время боевых действий погибло, было угнано в Московию или скончалось от голода и эпидемий 52% населения ВКЛ. От довоенной его численности в 2,9 млн. человек осталось только 1,4 млн.
По свидетельствам очевидцев среди тех, кто выжил, «господствовала страшная нищета». Повсеместно оставались не преданными земле тысячи трупов. По христианскому поверью того времени считалось, что если тела захоронить без гроба и креста, то они не смогут воскреснуть во второе пришествие Христа, поэтому погибших и умерших, просто оставляли на поверхности земли или складывали в ямы, прикрывая их ветками от стай голодных собак и хищных зверей. Вот почему возвращение к мирной жизни на скорбной белорусско-литовской земле началось с похоронных процессий, которые, с соблюдением всех христианских обычаев, провожали в последний путь останки многочисленных жертв войны.
В 1660 году Павел Сапега, добившийся от короля должности великого гетмана ВКЛ, смог отвоевать у шведов крепость Тикоцин, где нашел последний приют Януш Радзивил. В том штурме со своими войсками участвовал и несвижский князь и ординатор Михаил Радзивилл. Он не дал Сапеге надругаться над телом покойного и со всеми почестями, достойными полководца, перезахоронил своего родственника в родовом имении Селец под Брестом. Позже, когда закончилась война, Богуслав Радзивилл перевез тело двоюродного брата в усыпальницу предков в Кейданах. Покойный не оставил после себя наследников по мужской линии, поэтому по феодальному праву король мог объявить его многочисленные имения выморочными и присоединить их к своему домену. Но Ян II Казимир не пошел на этот шаг. После смерти жены он замкнулся, ни с кем не общался, и после долгих и тягостных раздумий принял решение об отречении от престола. О своем намерении он объявил 16 сентября 1668 года и, решив все вопросы, связанные с передачей власти, 30 апреля 1669 года уехал во Францию, где в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре провел остаток своей жизни.
До отъезда во Францию с польским королем успел встретиться Богуслав Радзивилл, за подписание Кейданской унии со шведами объявленный государственным преступником. За опального князя похлопотали брандербургский курфюст Фридрих Вильгельм и несвижский ординатор Михаил Казимир Радзивилл. Заступничество таких высоких особ сыграло свою роль. Ян II Казимир довольно лояльно принял Богуслава Радзивилла. С него были сняты все прежние обвинения, благополучно завершилось и решение вопроса с наследством Януша Радзивила. Все его латифундии переходили под управление Богуслава. Восстановив прежнее самоуправление в имениях, князь наконец решил устроить свою личную жизнь. У Януша Радзивилла осталась дочь Анна Мария, к которой двоюродный брат отца питал нежные чувства. Пока шла война, девушка вынуждена была скрываться в Митаве (Курляндия). После аудиенции у короля Богуслав забрал кузену на родину. Теперь ничего не мешало их обоюдному счастью, и они решили обвенчаться. Получив разрешение от папы римского, влюбленная пара стала мужем и женою. Так Койданово и окружающие земли получили новых хозяев.
В то время Богуслав находился на должности губернатора крепости Крулевец (Калининград). Как человек военный, он вынужден был оставить молодую жену и уехать по месту службы. В феврале 1667 года Анна Мария родила князю дочь Людвику Каролину. Однако роды оказались тяжелыми, и, несмотря на старания врачей, спасти роженицу не удалось. Смерть жены был большим ударом для Богуслава. Отправив малютку-дочь к своим прусским родственникам, он много времени проводил на службе, но перенапряжение сил стало сказываться на его здоровье. В последние дни 1669 года губернатор поехал на охоту, чтобы развеяться от тяжелых дум. Казалось, ничего не предвещало беды. Прогремели первые выстрелы, убитые куропатки упали на снег. Эта картина, почему-то напомнила ему жену. Прошептав ее имя, Богуслав потерял сознание.
По совпадению Богуслав Радзивилл ушел из жизни в тот же день и в тот же час, что и его брат Януш, не дожив несколько часов до начала 1670 года. Так печально закончилась родословная по мужской линии биржанских Радзивиллов.
Новый король Речи Посполитой Михаил Корибут Вишневецкий также не пошел на объявление всех владений Богуслава выморочными. Когда на них стал претендовать великий гетман Павел Сапега, Михаил Радзивилл собрал войско и разгромил заносчивого магната, а затем с позором изгнал его за пределы ВКЛ. Малютка Людвика-Каролина была объявлена наследницей всех владений и сразу же попала в число самых богатых невест в Европе.
Продожение следует
Виктор УРАНОВ