Меню
ОАО "АСБ Беларусбанк"

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 3

Белорусские земли, оккупированные в ходе военной кампании 1919 года, польская военная администрация Юзефа Пилсудского безо всякого основания объявила частью своего государства и, не теряя времени, сразу же приступила к административно-территориальной реформе, связанной с возрождением второй Речи Посполитой.

Беларусь была разделена на четыре округа, которые, в свою очередь, подразделялись на поветы (уезды). Но уже с самого начала у польского политического руководства возникли разногласия по поводу порядка присоединения захваченных территорий. Наиболее радикальные круги настаивали на непосредственном включении земель бывшего Великого княжества Литовского в состав Польши на условиях инкорпорации. Им противостояли польские демократы, считавшие, что Беларусь, Литва и Украина должны сохранить относительную самостоятельность и объединиться с Польшей на договорной основе, наподобие Люблинской унии. Это была так называемая федералистская концепция, которую на первом этапе поддержал и начальник государства Юзеф Пилсудский. В сентябре 1919-го он даже посетил Минск, где выступил с речью перед белорусскими националистами, пообещав им ряд уступок при проведении объединительных процессов. Естественно, в обмен на их лояльность и поддержку предстоящих реформ, связанных с созданием второй Речи Посполитой. Мнение остальной части белорусского населения по этому вопросу поляков попросту не интересовало.

Как показали дальнейшие события, это были лишь демагогические заявления. В конечном итоге оккупационная политика новой власти уже с самого начала стала приобретать черты военной диктатуры.

Она проявилась в первых же приказах комиссара Минского округа Рачкевича, который запретил все публичные сборы, сходки и митинги, а также потребовал от местных жителей сообщать в полицейские участки о местонахождении большевиков. Позже официально было объявлено, что польский язык является государственным на присоединенных к Польше территориях. Специальным разъяснением отменялись все декреты Советской власти, а взамен восстанавливалось в полном объеме право частной собственности. Земля вновь возвращалась помещикам, а в тех местах, где пострадали их имения, крестьяне были подвергнуты жестоким наказаниям.

На белорусских землях, попавших под оккупацию, активно начали действовать чиновники Управления по делам военной добычи. Только за июнь – ноябрь 1919 года ими было вывезено в Польшу 5894 вагона продовольствия и других природных богатств.

Частые служебные злоупотребления, насильственные реквизиции, аресты без оснований стали повседневностью па оккупированных землях.

Публичные наказания крестьян стали частью политики оккупационного режима польских властей

Польские военные отбирали лошадей, телеги, одежду, обувь, продовольствие и фураж. Зачастую такой грабеж заканчивался избиением возмущенных людей, а нередко и их убийством. В условиях войны, где господствовало право человека с ружьем, угрожающие масштабы приняли мародерство и насилие по отношению к мирным гражданам со стороны польских солдат, которые, вследствие кризиса централизованного военного снабжения, подолгу не получали продовольствия из Польши. Будучи голодными и пользуясь отсутствием дисциплины в армии, они отбирали запасы у местных крестьян, заодно прихватывая и их имущество.

Не лучше была ситуация и в городах. Вот что писала в октябре 1919-го минская газета «Беларусь»: «…ежедневно на рынках, у домов и магазинов можно видеть десятки людей, которые предлагают за бесценок различные вещи. С крестьянами безработные совершают товарообмен. Рабочие уходят на заработки в деревни. Другие пробуют пробраться в Советскую Россию на работу».

Терпеть подобное обращение к себе белорусский народ, приступивший к созданию собственной государственности, не мог, поэтому его закономерной реакцией стало массовое движение сопротивления оккупантам.

Повсеместно начали создаваться подпольные организации, развертывалась партизанская борьба. Группы активистов-большевиков и обозленных крестьян нападали на небольшие польские воинские отряды или одиночных военнослужащих. С лета 1919-го преимущественно в восточных и центральных регионах Беларуси стали активно действовать партизанские отряды. С конца 1919 года партизанское движение приобрело значительные масштабы. В тылу польских войск действовало около 10 тысяч партизан. В городах движение сопротивления концентрировалось в основном вокруг большевиков, в сельской местности – вокруг белорусских эсеров. Кроме того, существовали и стихийные вооруженные группы народных мстителей, а также партизаны-одиночки.

В декабре 1919 года в Смоленске большевики и белорусские эсеры заключили соглашение о создании единого фронта борьбы, к которому присоединились другие партии и организации. Таким образом, антипольское партизанское движение в 1919–1920 годах приобрело достаточно широкий размах. В первую очередь оно являлось реакцией населения на проводимую поляками политику в отношении населения Беларуси. Особенностью его было и то, что оно в значительной мере опиралось на поддержку Красной армии.

Разгром белогвардейских формирований Врангеля и Деникина позволил советскому командованию перебросить дополнительные войска на западные рубежи и сформировать полноценный фронт против поляков. В мае 1920 года началось наступление Красной армии. Белополяки не смогли организовать серьезного сопротивления закаленным в боях красноармейцам и стали спешно отступать. Уже в начале июля передовые части 16-й армии Западного фронта, которым командовал 27-летний Михаил Тухачевский, приблизились к окрестностям столицы Беларуси.

Жители Минска встречают Красную армию. Картина художника Г. Прокопинского

По Койданову поползли слухи о крупном поражении поляков под Минском. А через несколько дней обозы отступавших польских войск появились в местечке. Это были части познаньской дивизии и жандармский эскадрон, стоявший на Комаровке.

Голодные и озлобленные солдаты, понимая, что исход войны предрешен, врывались в дома койдановцев, требуя продукты и деньги. Не брезговали они и вещами. Особенно пострадали владельцы магазинов, лавок и закусочных на базарной площади.

В субботу 10 июля ситуация еще больше обострилась. По опустевшим улицам местечка продолжали бродить вооруженные толпы полупьяных польских легионеров, выискивая, чем бы поживиться. Ближе к полудню в одном из еврейских магазинчиков вспыхнул пожар. Пламя быстро охватывало соседние строения, стоявшие вблизи друг от друга. Прибывшую пожарную команду поляки отогнали выстрелами из пулемета, их насосные установки были выведены из строя, а шланги порезаны на куски. Тушить разбушевавшуюся огненную стихию было нечем. Люди бросились самостоятельно спасать имущество, однако все лучшее, что выносилось из домов, поляки тут же забирали себе, а остальное бросали обратно в огонь. Жестокая расправа дополнялась насилием над женщинами и издевательствами над пожилыми людьми. После поляки спешно двинулись в западном направлении.

Пожар в Койданово продолжался всю ночь. К полудню следующего дня к местечку подошел 2-й кавалерийский корпус 16-й армии, которым командовал Гая Гай. Но из-за удушливого дыма красноармейцы смогли войти в населенный пункт только к вечеру.

Из 11 улиц нетронутыми огнем остались только 4. Больше всего пострадал центр, где сохранились лишь фундаменты и торчавшие среди дымящих руин печные трубы

Вновь созданный ревком сразу же стал предпринимать меры по оказанию помощи пострадавшим. Их стали расселять на временное проживание в оставшиеся после пожара дома. Койдановцы с пониманием отнеслись к этой чрезвычайной мере. Заработала столовая, в которой могли получать бесплатные обеды 1500 человек. Жизнь в местечке стала постепенно налаживаться.

Чем закончилась панская затея. Плакат 1920 года

В 1920–1930-е годы в Белоруссии широко отмечалась дата 11 июля как День освобождения от белопольской оккупации. В честь праздника назывались учреждения культуры, площади и предприятия. Улица имени «11 июля» появилась и в Койданово (Дзержинске). Позже по идеологическим соображениям эту дату стали реже упоминать, а затем и вовсе предали забвению.

Но улица 11 июля в Дзержинске сохранилась, напоминая о событиях, которые пришлось пережить нашим соотечественникам более 100 лет назад

(Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ, Виктор ПОЛТЕВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59