«Сегодня важно найти свою нишу». Мастер ковки из Фаниполя — о современных трансформациях ремесла и самых запоминающихся заказах
Кузнечный промысел уходит корнями в далёкие глубины прошлого. На протяжении веков человек, умеющий укрощать металл, пользовался особым уважением и почетом. С годами профессия претерпела изменения: сегодня подход у мастеров скорее деловой. Но это совсем не значит, что в мастерской нет места творчеству. О том, что представляет собой кузнечное дело на практике, поговорили с жителем Фаниполя, руководителем фирмы по производству кованых изделий Владимиром Куприянчиком.
Кузнец своего счастья
Свое призвание Владимир Владимирович нашел не сразу. В университете получил специальность «Промышленное и гражданское строительство» и какое-то время работал в этой сфере. Как и любой мальчишка, в детстве любил «постучать молотком по проволоке». Но, как сам признается, никогда не думал, что будет заниматься ковкой профессионально. К смене деятельности подтолкнули непростые 2000-е и кризис на рынке труда.
Базовые навыки кузнечного дела у Владимира Куприянчика на тот момент уже были: в свое время пришлось поработать на металлообрабатывающих станках. С таким «стартовым капиталом» смог трудоустроиться в частную фирму.
— Там проработал около года, после чего решил открыть собственное дело, — говорит мастер. — На сегодняшний день понимаю, что нужно было больше набраться опыта, поднатореть. Тогда на первых порах было бы легче.
Дьявол в мелочах
Мастерская Владимира Владимировича изобилует разными станками, деталями, эскизами, заготовками. Да, в наш век работа кузнеца вышла за рамки классического пневмомолота и наковальни. Хотя и они, безусловно, здесь есть и регулярно используются. Как и горн: газовый и дровяной.
Приступая к работе, мастер начинает с подготовки эскиза. Обязательно — в полную величину. После снимает замеры деталей и переходит к заготовкам.
— Вот станки, которые делают стандартные изделия, — вводит в курс дела специалист. — Рубится заготовка на станке, потом металл нагревается, расковываются окончания. До заданных параметров она доводится вручную, калибруется. Да и есть такие детали, которые по-другому и не сделаешь. Когда детали готовы и сверены по размерам, делаю большой макет на картоне и на нем же собираю цельное изделие. Сварка, зачистка, если надо, покраска или нанесение полимерного покрытия — и готово.
В теории звучит легко, но на деле на некоторые проекты у мастера уходит от нескольких месяцев до полугода.
— Как говорится, дьявол в мелочах, а в наших реалиях — в деталях. На практике именно доводка мелочей отнимает очень много времени и сил. Впринципе, у нас есть специализированные магазины, где можно было бы купить какие-то заготовки, штамповки. Иногда это целесообразно. К примеру, литую пику (демонстрирует) вручную делать дорого. В этом случае проще купить. Хотя если заказчик готов платить, мы можем сделать и сами.
Чего только не придумают!
Самый необычный заказ, который поступал Владимиру Владимировичу, — это держатель для бутылки в виде пушки. Кстати, эта нетривиальная идея пришла в голову людям в форме — военнослужащим.
— Представители воинской части ездили в Казахстан на стрельбы и попросили сделать эффектный и оригинальный презент для принимающий стороны. Получилось здорово, — отмечает кузнец. — А ещё однажды пришлось делать копии… призовых кубков!
Эту просьбу Владимир Куприянчик получил от победителей бьюти-конкурса «World of hair». Чемпионам вручили заслуженные кубки. Но они были переходящие, а оставить сувенир на память очень хотелось. Тогда и решили сделать точные копии.
Сейчас фирма Владимира Владимировича специализируется на предметах декора и наружного интерьера. Скамейки, цветочницы, мангалы, беседки, фонари — его профиль. Как правило, это вещи не только красивые, но и весьма прочные, антивандальные, потому что ориентированы главным образом на туристические объекты.
— Это довольно узкая ниша. С таким клиентом приятно работать: на стадии заказа они уже знают, что хотят видеть в итоге. В целом, сегодня каждый мастер работает в своей нише.
«Если заказчик не знает, что хочет, за работу не возьмусь. Кузнечное дело неразрывно с творчеством, а на этот счёт у каждого свое видение, мнение. Мастеру же надо точно понимать, что желает клиент».
«Хотелось бы реализовать проект для Фаниполя»
К слову, Владимир Владимирович искренне любит родной Фаниполь и потому хочет сделать его уютнее и краше. Некоторые его работы уже нашли свое место в городе. Но и это не предел: пару раз он вносил интересные предложения по благоустройству малой родины. Так, с местными властями обсуждался проект обустройства комплексной зоны отдыха в парковой зоне возле церкви Вознесения Господня. Капитальных вмешательств в местный ландшафт не предусматривалось. Там планировали установить лавочки и мангалы для отдыхающих. Правда, из соображений безопасности, к которым пришли обе стороны, от этой затеи отказались.
Руководство Фаниполя рассматривало предложение по реконструкции городской стеллы. На месте нынешнего сооружения хотели установить четырехметровое кованое дерево с подсветкой и золотыми яблоками на ветвях — символом этого населенного пункта. Автором и инициатором архитектурного проекта выступил Владимир Куприянчик.
— Тем не менее, всё-таки хотелось бы что-нибудь сделать для Фаниполя, — отмечает Владимир Куприянчик. — Но проблема в том, что даже в домах отдыха и усадьбах, с которыми я в основном сотрудничаю и которые обычно оснащены современной системой видеонаблюдения, такие изделия портят и ломают. А если они будут находится без надзора на городских улицах, есть вероятность, что долго не простоят.
— В каждое изделие вкладываешь душу, поэтому расставаться с ним немного жаль. На изготовление композиций для собственного участка свободное время в плотном рабочем графике найти сложно, однако, хотелось бы оставить след на родной фанипольской земле, — заключает Владимир Куприянчик.