«Укол» для ямы. В чем особенность ремонта дорог струйно-инъекционным методом
Ремонт дорог струйно-инъекционным методом для Беларуси не новый. В ДРСУ-210 – дзержинском филиале Минскоблдорстроя – его освоили еще 10 лет назад. Ремонтировать районные дороги таким образом позволяет специальная установка «Тайфун». В чем особенность технологии и ее преимущества, узнали у заместителя начальника предприятия Виталия Сухалета.
«Тайфун» — спецтехника белорусского производства. Выпускает ее дочернее предприятие Минскоблдорстроя «ДорВектор-Маш», которое базируется в Молодечно. Установка позволяет ремонтировать и восстанавливать асфальтобетонное и бетонное дорожное покрытие, используя струйно-инъекционный метод. Со стороны процесс схож с медицинской инъекцией: машина подъезжает к яме, тоненькой струйкой подает смесь и постепенно заполняет углубления на дорогах.
Технология ремонта щебнем привлекательна тем, что менее затратна по времени и финансам, чем классическая битумная.
— У такого способа ремонта дорожного полотна есть свои очевидные плюсы: продолжительный период для выполнения работ (с весны по осень), небольшая стоимость и быстрота ремонта, минимум задействованных человеческих ресурсов, — отмечает Виталий Сухалет. – Нет необходимости предварительной фрезеровки покрытия, что значительно облегчает работу. Основной этап подготовки к ремонту – очистка углубления. Для этого продуваем его воздухом, освобождая от пыли и песка. После заполняем щебнем и эмульсией. Укладка щебня может быть многослойной, если того требует глубина ямы. Благодаря скорости и силе давления при подаче смеси она укладывается с большой плотностью. И итоговая трамбовка практически не требуется. Уплотнение уложенной смеси производится под действием колес движущегося транспорта.
Щебень для ямочного ремонта струйно-инъекционным методом ДРСУ-210 использует только гранитный, небольшой фракции 5-10 мм. Предварительно промывает его от пыли – это важный шаг для получения качественного результата
— Используем эту технологию и на мелких углублениях, и при критической ямочности. Хватает такого ремонта примерно на год. Дело в том, что при постоянных переходах температуры через ноль дорожное полотно разрушается особенно сильно. У нас таких переходов получается больше 100 за год. Это самый катастрофический фактор разрушения дорог.
Конечно, как и любая другая технология, струйно-инъекционный метод имеет как плюсы, так и минусы. Среди недостатков можно выделить временный характер ремонта и немонолитную засыпку щебня, из-за чего он нередко вылетает из-под колес проезжающих автомобилей.
— Но если сверху пролить вяжущей эмульсией, то при жаркой погоде, как, например, установилась в последние дни, происходит выпотевание битума. Он выходит наверх и вместе со щебнем может приклеиваться к колесам автомобилей, «обнажая» уже заделанную яму, — объясняет специалист. – Работаем по технологии, а она подразумевает верхний слой из чистого щебня.
Недавно Минский отдел инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области Госкомитета по стандартизации проверил объекты текущего ремонта Дзержинского района, находящиеся на обслуживании ДРСУ-210.
Струйно-инъекционный способ ДРСУ-210 использует для ямочного ремонта практически на всех дорогах, числящихся на балансе предприятия – а это 430 км с асфальтобетонным покрытием. С начала года уже выполнен ремонт ям на площади 3200 кв. м.
— Ремонт, произведенный этим методом, можно оценить на дорогах Добринево-Даниловичи-Александрово, Полоневичи-Журавинка, Дзержинск-Рубежевичи, Дзержинск-Великое Село и других. Технология в целом неплохо зарекомендовала себя и получает распространение. Недавно приобрели установку «Тайфун» и в Дзержинском ЖКХ – для улично-дорожной сети в городе.