О подростковом суициде рассказали в Дзержинском РЦГЭ
Знакомы с романом Джея Эшера «Тринадцать причин почему»? О девочке-подростке, которая покончила жизнь самоубийством, но оставила коробку с кассетами, где описывались причины её поступка. Каждый человек, «поучаствовавший» в принятии решения о суициде, должен был прослушать все истории и передать следующему в списке. Так что же сподвигло девушку сделать это? И одиночество, и предательство, и травля со стороны одноклассников, и насилие, и безразличие взрослых… Книга — возможность разобраться, что происходит в душе тинейджера, почему он опускает руки. Попробуем узнать, что чаще всего подталкивает ребёнка к страшному действию, как это распознать и чем помочь.
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
Семейные неурядицы.
Бывает так, что родители из лучших, как им кажется, побуждений начинают многого требовать от ребёнка. Например, это касается успеваемости в школе: «Ты должен учиться только на отлично. Не позорь нас! Кем ты вырастешь, если будешь получать плохие отметки?» Из-за этого у подростка формируется комплекс неполноценности, чувство вины и низкая самооценка. Ему кажется, что он ничего не до бьётся, что его не будут любить, ведь он не дотягивает до стандартов идеала. Если всё это сопровождается криками и упрёками, он замыкается в себе, боится поделиться проблемами.
Нередко из-за усталости на работе родители не уделяют внимания своему чаду, полностью игнорируют его чувства. Не последнюю роль, которая может привести к плачевным последствиям, играют постоянные ссоры между родителями, деспотичное поведение, развод или потеря одного из членов семьи.
Враждебная среда в социуме
Окружение также может оказывать огромное влияние на поведение подростка. Школа, например, формирует важные социальные запросы: потребность в одобрении от авторитетных лиц (например, если учителя недовольны, ребёнок получает отрицательную оценку родителей, или если не складываются отношения со сверстниками), самореализации (плохие отметки ошибочно приравниваются к недостаточному уровню развития способностей, интеллекта), общении (с учителями, одноклассниками).
Буллинг (как школьный, так и в Сети), предвзятое отношение учителя, плохие компании нередко приводят к ощущению никчёмности и отсутствию стрессоустойчивости. Хватает опасностей и в интернете. Не стоит забывать о так называемых «группах смерти», кураторы которых подталкивают детей к попыткам самоубийства
Проблемы в личной жизни
Отношения со сверстниками, особенно с противоположным полом, — ещё один значимый фактор, влияющий на поведение подростков. В частности, из-за гормональной перестройки и юношеского максимализма. Равнодушие со стороны второй половинки, расставание воспринимаются как невосполнимая утрата («Я не могу без тебя жить», «Кроме тебя мне никто не нужен»), потеря смысла жизни. Глубокая зависимость от партнёра вызывает сильные переживания, и они кажутся невыносимыми. Усугубляют ситуацию предательство (друзей, партнёра, возлюбленного), ранняя беременность, венерические заболевания.
Синдром Вертера
У подростков появляются кумиры. И, как правило, это известные люди: эпатажные, яркие, притягивающие внимание. Если кто-то из них заканчивает жизнь самоубийством, это очень болезненно воспринимается ребёнком. После «ухода» кумира некоторые подростки не выдерживают (боль от потери кажется мучительной) и совершают тот же непоправимый поступок. Причём дети даже могут объединяться в группы, чтобы было не так страшно.
Психические расстройства
К группе суицидального риска относятся и тинейджеры, страдающие от депрессивного расстройства и другого психического заболевания (органический психоз, шизофрения и т. д.), алкоголизма и наркомании. При этом следует учитывать, что причиной появления депрессии могут стать разные факторы, одним из которых является наследственная предрасположенность.
Психиатры склонны объяснять попытки суицидов у подростков «эффектом суженного сознания»: человек замыкается на одной или нескольких проблемах, не может найти выход или переключиться на что-то более приятное.
Тинейджеры уязвимы, в их возрасте ещё нет чёткого понимания ценности жизни. Мотивами для них чаще всего становятся желание привлечь внимание, крик о помощи или попытка наказать обидчика.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Изменения в поведении и внешнем виде:
- угрюмость, замкнутость;
- уход от контактов с семьёй и друзьями;
- замедленная, тихая, монотонная речь, краткие ответы на вопросы, частое молчание;
- тоскливое выражение лица;
- снижение настроения: склонность к нытью, частая ворчливость, причитания;
- резкое снижение или увеличение веса: отсутствие аппетита или переедание;
- тщательная уборка в комнате, систематизация фотографий, личных вещей (особенно если ребёнку это несвойственно);
- раздача личных вещей (в частности тех, которыми подросток очень дорожил);
- повышенная заинтересованность способами суицида;
- снижение повседневной активности;
- падение интереса к любимому делу, хобби;
- пренебрежение к внешнему виду, правилам гигиены;
- несвойственные ему прогулы уроков, уход из дома, употребление алкогольных/наркотических веществ;
- синяки, ссадины, порезы на руках и ногах;
- ношение длинной, мешковатой одежды (особенно в жаркую погоду);
- много времени проводит в интернете.
Психоэмоциональные изменения:
- нарушения сна: бессонница, повышенная сонливость, ранние пробуждения; кошмары;
- равнодушное или враждебное отношение к окружающим людям;
- снижение способности радоваться;
- проявление раздражительности, уныния, грусти;
- ощущение безысходности, отчаяния;
- ощущение тревоги, беспричинного или мотивированного страха, ожидание беды;
- недовольство происходящим. Оценка его жизни:
- разговоры о бессмысленности жизни;
- отсутствие желаний, планов на будущее;
- пессимистическая оценка своего прошлого: вспоминает только о плохих событиях;
- прямые или косвенные высказывания, оговорки, которые намекают на суицид.
КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ?
Спросите напрямую. Не надо бояться узнавать, есть ли у тинейджера мысли о суициде. Такой вопрос не принесёт вреда, но по реакции поможет понять, так ли это или нет.
Попробуйте разговорить. Спросите о том, что подросток чувствует, что его беспокоит, как он собирается действовать. Даже косвенные ответы («Вам больше не придётся беспокоиться», «Мне всё это надоело!») должны заставить задуматься.
Внимательно выслушайте человека, решившегося покончить с жизнью.
Когда подросток (да и взрослый) испытывает душевные муки, ему нужно выговориться, поделиться наболевшим. Попробуйте вывести его на искренний разговор, чтобы разобраться в проблемах.
Примите к сведению серьёзность намерений. Потому что ситуация становится вдвойне опасной, если у ребёнка есть план того, как он хочет умереть.
Оцените глубину личностного кризиса. Не всегда подросток помышляет о проблеме, сталкиваясь с какими- либо неприятными для него ситуациями. Есть случаи, когда человек, страдающий от депрессии, начинал вести бурную, активную деятельность. Такое тоже должно насторожить.
Не пренебрегайте сказанным.
Серьёзно относитесь к жалобам. Даже если они кажутся незначительными.
Поддерживайте его. Порой после откровенного разговора человек чувствует облегчение, но потом мысли о суициде могут вернуться. Не оставляйте его одного, поговорите о возможности обратиться к психологу.
Убедите принять вашу помощь. Подростку в таком состоянии нужны чёткие, строгие указания. Осознание того, что вы хотите ему помочь, может дать серьёзную эмоциональную опору.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Нужно:
- разобраться в причинах суицидальных мыслей;
- всесторонне оценить степень риска;
- выслушать подростка: «Ты можешь довериться мне. Я тебя слышу! Мне не всё равно!»;
- не оставлять одного;
- найти человека, который может оказать поддержку (психолог, врач, священник);
- поддерживать самому.
Нельзя:
- обвинять, стыдить ребёнка за его намерения;
- недооценивать вероятность самоубийства (даже если человек не скрывает своих намерений);
- предлагать банальные решения («Потерпи, это пустяк!»), неоправданные утешения («Мне бы твои проблемы, вот мои!»);
- оставлять подростка одного;
- чрезмерно ограничивать, контролировать.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как помочь ребёнку с суицидальными наклонностями?
- Задавайте вопросы, которые помогут определить степень риска. Например, чтобы завязать разговор о проблеме: «Что у тебя стряслось?», «Тебя что- то мучает?», «Как ты думаешь справиться с неприятностями?», «Нужна ли тебе моя помощь?» и т. д.
- Не пропускайте того, о чём говорит ребёнок. Иногда он сам приходит, чтобы поделиться наболевшим. Не игнорируйте его чувства, даже если пришли уставшие с работы. Чтобы не допустить суицида, необходимо укреплять доверительные отношения с чадом.
- Обращайте внимание на его поведение. На любые нехарактерные для него поступки, изменения во внешнем виде. И на чрезмерную жизнерадостность тоже.
- Не внушайте чувство вины. «А ты подумал о нас, родителях?» Такое давление работает с противоположным эффектом. Подросток может думать, что ничего не значит, и не захочет распоряжаться собственной жизнью. Здесь важнее донести, что он значимая личность, которая может достичь всего что пожелает, он важен и любим.
- Переключайте с негативных мыслей. Ни в коем случае не говорите ему: «Даже не думай о суициде!» Лучше попробуйте переключить его на положительные эмоции, предложите ему тему для обдумывания.
6. Не всегда удаётся решить проблему самостоятельно. Если вы заметили странности в поведении, лучше записаться на приём к врачу.
- Не поддавайтесь на провокации. Порой ребёнок пытается манипулировать родителями. Очень важно с самого детства учить его соблюдать границы и ответственности. Однако, даже если это демонстративное поведение, лучше всё же пойти к психологу, чтобы знать, как действовать дальше.
- Подчёркивайте временный характер проблемы. Признайте, что чувства подростка важны. Объясните, что любая проблема, даже самая серьёзная, явление временное. Это опыт. Жизнь состоит не только из приятных моментов, и самоубийство — не выход из ситуации. Поддержите, предложите варианты решения. Если не можете сами, найдите компетентного человека. Главное — обозначьте свою поддержку. Вместе можно справиться с любой бедой.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ
- Наблюдайте за поведением и внешним видом учеников. Обратите внимание на признаки, описанные выше.
- Воспринимайте всерьёз. Если заметили изменения в поведении ученика, какие-то обсуждения на эту тему, не относитесь к этому снисходительно: «Это ребёнок. Что он сделает?» Лучше перестраховаться.
- Проводите тематические классные часы. Например, мастер-классы (можно с участием психолога) по формированию стрессоустойчивости, повышению самооценки, уважительному отношению детей друг к другу. Формируйте такие понятия, как ценность человеческой жизни.
- Соблюдайте профессиональную этику. Какое бы значение в жизни ни играло образование, здоровье (и физическое, и психологическое) важнее. Помогите ребёнку с пониманием предмета, если заметили трудности. Не срывайте на нём злость.
- Попробуйте поговорить с подростком.
Предложите свою помощь. Узнайте о его проблемах. Можно сообщить родителям и вместе решить, что с этим делать. Но не разглашайте информацию об этом другим учащимся
Дети и подростки перегружены ожиданиями родителей, школы, собственными амбициями перед успехами других сверстников. Избыток информации и стандартов, требуемых от общества, делает молодых людей уязвимыми перед обстоятельствами. Популярность социальных сетей только усложняет ситуацию. Узнать, что тебя удалили из друзей или заблокировали, — большое разочарование. Не говоря уже о том, что иногда можно столкнуться с волной ненависти от окружения, способной полностью подорвать самооценку еще неуверенно ступающего в этом мире подростка. Тем более, когда в этом возрасте значимо мнение ровесников.
Подростковый возраст — стрессовое время, так как дети сталкиваются с изменениями в организме, мыслях и чувствах. Тревога, растерянность, страх и сомнения могут повлиять на решения тинейджера.
Молодые люди с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, биполярное расстройство, больше подвержены суицидальным мыслям. Подростки, переживающие серьёзные жизненные перемены (развод родителей, переезд, финансовые изменения) или подвергающиеся издевательствам, тоже.
Важно знать о подростковом суициде!
- Возрастные изменения в сочетании со стрессовыми событиями могут вызвать у подростка мысли о самоубийстве.
- Многие предупреждающие признаки самоубийства также являются симптомами депрессии.
- Один из самых опасных мифов: если кто-то пережил суицидальное поведение, значит, угроза миновала. Но это не так! Предыдущая попытка самоубийства является коррелятом № 1 следующей.
Любого подростка, у которого появляются суицидальные мысли, нельзя оставлять в покое, его следует немедленно обследовать.