От Ракоедовщины до Победного: как белорусская деревня обрела крест и сменила имя
 
        Обычная дорога Н9531. За окном – однообразный пейзаж: поля и сельские дома. И вдруг… На фоне небес возникает исполинский дубовый крест, как будто растущий прямо из земли. Так деревня Победное Дзержинского района встречает нас и каждого путника. В репортаже – рассказ об этом удивительном символе и судьбе деревни, где переплелись прошлое и настоящее.
Благословение свыше и Божий дар
Любопытно, что инициатором установки креста был вовсе не коренной житель деревни. Им оказался Дмитрий Швайба – заместитель генерального директора компании «Белнефтестрах» и известный в Беларуси медиаэксперт.

– Родился я в Арктической зоне России, но в белорусской семье. Перебравшись в Минск, мы со временем осознали: душа просится за город, в настоящую деревню, но поблизости от столицы. Долгие поиски подходящего места привели нас в Дзержинский район, – признается Дмитрий Николаевич. – Деревня Победное привлекла и удобным расположением, и наличием всей необходимой инфраструктуры, и, конечно, своим звучным названием. Постепенно занялись обустройством быта. И вскоре почувствовали, что чего-то здесь не хватает.
Задумались о духовной составляющей. Ведь она должна идти рука об руку с повседневной жизнью
И тогда возникла идея установки поклонного креста, который бы оберегал деревню и был местом притяжения для сельчан. С этим вопросом новоиспеченный сельчанин обратился к отцу Борису, настоятелю Свято-Покровского храма в Дзержинске.
– Его слова стали тем ориентиром, который сформировал все наше дальнейшее видение. Затем мы получили благословение на установку креста у владыки митрополита Вениамина. Это положило начало новой осмысленной жизни здесь.

По словам Дмитрия Швайбы, чувствовалось особое благоволение свыше – настолько органично и своевременно все складывалось в процессе реализации задуманного.
– На нашем пути нам постоянно везло: мы встречали много прекрасных людей, которые поддерживали и помогали. Работали не в одиночку, а в кругу единомышленников, их становилось все больше. Среди них – Юрий Иванович Снипич – талантливый резчик по дереву, мастер, создавший наряду с прочим главный деревянный храм в Свято-Елизаветинском монастыре.
Большой резной крест Юрий Снипич передал деревне в дар.
– Название Победное отражает связь с Великой Победой, и нам хотелось, чтобы символ деревни также был связан с ним. Эту концепцию мы обсуждали в том числе с Юрием Ивановичем, получили на нее благословение. Позже родилась и особая символика.

Крест созданный Юрием (Георгием), был установлен в деревне Победное, что глубоко перекликается с образом Георгия Победоносца
Так работа мастера обрела не только свое место, но и вечный смысл.
– К сожалению, в процессе работ пришло печальное известие: Юрия Ивановича не стало. Но память о нем увековечена теперь уже и на дзержинской земле.
Уникальный в своем роде, крест изготовлен из цельного дубового массива. По своим размерам это один из крупнейших крестов в Беларуси, особенно среди деревянных. Учитывая габариты святыни, организовать ее доставку из Логойского района, где находилась мастерская Снипича, было непростой задачей, но жители справились.
Общая работа по инсталляции креста по-настоящему сплотила жителей Победного.
– Люди взялись помогать в сложных работах – от земляных до сварочных. Нужно было сделать прочную фундаментную основу (все-таки габариты креста довольно внушительные). Когда строительство завершилось, мы пригласили отца Бориса для освящения – этот шаг превратил строительный объект в полноценный духовный символ.
Тогда родилась еще одна замечательная идея – проводить в деревне ежегодный праздник в день памяти святого, объединяя всех, кому это близко.
– Мы только начинаем эту традицию, потому что освященному кресту еще нет и года. Но обязательно будем ее развивать, приглашая отца Бориса и всех неравнодушных. Для меня лично это особенно ценно. Хоть я и не рожден в этих местах, Дзержинщина по-настоящему становится мне второй малой родиной, которую мы всем миром обустраиваем.

Сегодня жители задумываются и о дальнейшем благоустройстве этой территории.
– Хотим немного украсить сам крест, облагородить пространство вокруг него. Если появится возможность, будем постепенно усиливать духовную составляющую этого места, чтобы оно визуально и по сути стало настоящим центром для всех. Но уже сейчас видим, как оно оживает. Расположено при въезде в деревню, рядом с оживленной дорогой. Замечаем, что люди останавливаются – их сюда что-то тянет. И это, на мой взгляд, самое ценное.
Такие проекты рождаются из малых, но искренних дел. И создаются они не для пиара или рекламы, а по зову сердца. Именно в этом их главная сила
Загадка на карте?
Сложно поверить, но у деревни с таким торжественным названием, как Победное, в прошлом было совершенно иное имя, куда более загадочное и даже немного забавное. До середины XX века эта местность значилась в документах как… Ракоедовщина.
Впервые под этим названием деревня упоминается еще в XVIII веке как владение знатного рода Радзивиллов. Но откуда взялся такой необычный топоним?

Самая вероятная версия напоминает сюжет для исторического детектива. Все дело в фамилии (или это было прозвище) Ракоед. И здесь ждет главный сюрприз: к поеданию раков это не имеет никакого отношения! По крайней мере, к такому выводу склоняются топонимисты.
Ключ же к разгадке скрыт в древнем значении слов. «Рак» (или «рака») у славян означало «река», «водный поток». А «едь» связано с глаголами «ехать» или «передвигаться».
Выходит, «ракоед» – это речной перевозчик, человек, который «ездил по раке», то есть переправлял людей и товары через реку. Или же просто тот, кто жил у воды.
А окончание «-овщина» – это классическая для Беларуси примета, указывающая на владение. То есть Ракоедовщина – это земля, принадлежавшая тому самому человеку по прозвищу Ракоед или его потомкам.
Ракоедовщина = земля, владение, деревня Ракоеда.
Но так ли это было на самом деле? Современные жители деревни в один голос утверждают: никакого озера или полноводной реки поблизости отродясь не видывали. Есть лишь река Жесть поодаль. Выходит, либо ландшафт за столетия изменился до неузнаваемости, а память о реке стерлась, либо разгадку имени нужно искать в другом.


Конечно, есть и куда более романтичная версия, которая так и просится, чтобы ее озвучили. А если все было буквально? Представьте: извилистая речка, в которой водилось несметное количество раков. Сельчане с удовольствием их ловили и ели. В результате поселение могло стать тем самым местом, «где едят раков».
Эта версия живет в народе как красивая легенда, пример так называемой народной этимологии – когда происхождение слова объясняют через самые очевидные для современного человека понятия.
Продолжение следует…