PROродительство с Марией Желиховской. Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно и почему это хорошая идея
Из четверых моих детей трое ходят в школу. И я с самого начала не делаю с ними уроки. Школы без домашек не бывает. Если ребенок готов к школе, он готов и к домашкам. Это стороны одной медали, а медаль распилить нельзя. Как же передать уроки в зону ответственности ребенка с минимальными потерями в общей успеваемости?
Ребенку в первом классе важен интерес родителей к его школьной жизни. Но этот интерес необязательно должен выражаться в сидении над уроками. Если несколько раз в неделю ходить вместе пешком от школы до дома, можно обсудить все на свете.
Первые прописи на дом – всегда волнение для ребенка. Во-первых, в классе дети пишут их все вместе, а дома он один. Во-вторых, рабочие условия дома отличаются от школьных – стол другой, планшет отвлекает, игрушки рядом. Это непривычно.
Моя задача в первые несколько подходов к домашним заданиям – автоматизировать подготовительный этап:
— напомнить ребенку про ДЗ;
— помочь подготовить рабочее место (убрать со стола мусор, бумажки, фантики и гараж из лего);
— достать тетради, посмотреть их все, оценить объем работ;
— рассказать, как правильно сидеть за столом и как класть на стол тетрадку под наклоном;
— проверить, правильно ли ребенок держит ручку.
На отдельном листке я могу написать палочки и кружочки. Не в тетради и не в черновике. В своих тетрадях дети пишут сами.

Я не исправляю и не заставляю ничего переписывать. Я не практикую черновики, превращающие прописи из трех строк в бесконечность.
Моя задача – наблюдать за захватом ручки, ровностью спины и расстоянием от носа до листа
Во-первых, это про здоровье и привычку. Во-вторых, правильное расположение предметов на столе, ручки в руке и осанка – уже половина успеха. В школе все эти нюансы проговаривает учитель, пока дети не привыкнут. Дома вы делаете то же самое… пока дети не привыкнут.
Ребенку, у которого все получается, помощь не нужна. Иногда детям важно, чтобы кто-то просто посидел с ними рядом, пока она заняты письмом. Если это ваш случай – посидите. Старайтесь обеспечивать только присутствие и не комментировать сами уроки. Я в это время вообще листаю ленту соцсетей.

Фокус в том, чтобы интервал такого присутствия раз от раза сокращался. Я говорю, что у меня дела, работа, суп кипит, полы не мыты, коты не глажены, и ухожу делать это. С каждым разом я ухожу «делать дела» все раньше. И вот однажды ребенок садится за свои тетради без меня. Садится ровно, с правильным захватом ручки и тетрадью под наклоном – уже половина успеха. Процесс самостоятельной учебы успешно запущен. Все это, как правило, происходит в пределах первой четверти. Максимум – к Новому году. А дальше я беру самоотвод – выполнение уроков переходит в режим детской самоорганизации.
Отдельно хочу остановиться на почерке. Редкий родитель не проходит этап прописей раздора
В начальной школе очень много внимания уделяется красоте почерка. Причина этого на поверхности. В начальной школе прописи – это половина всей программы. Поэтому в общем объеме почерк очень заметен. Чем старше ребенок, тем больше у него новых предметов. Значимость почерка стремительно снижается. На первый план выходит общая грамотность и правильный ход решения. Во взрослой жизни мы чаще пользуемся клавиатурой, чем пишем от руки.
Каллиграфический почерк не входит в число моих приоритетов – ни для себя, ни для детей. Моих детей иногда критикуют за почерк в начальной школе. Меня саму когда-то оставляли переписывать прописи. Я специально переписала их еще хуже, чем было, и от меня отстали. Мне не нужен идеальный почерк – мне важно их спокойствие и быстрый мозг.
Все мои дети делают уроки сами. Мягкий родительский контроль обсудим в следующей серии.