Меню

В День защиты прав потребителей рассказываем лайфхаки, как не попасться на хитрости недобросовестных продавцов в Интернете

15 марта ежегодно отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Эта дата имеет отношение к каждому из нас: мы ходим в магазины, совершаем покупки через интернет. Современные технологии, кстати, зачастую становятся камнем преткновения между продавцом и покупателем. Всегда ли покупатель прав и как не стать жертвой интернет-мошенников, рассказал уполномоченный по защите прав потребителей отдела экономики Дзержинского райисполкома Иван Вайцехович.

С каждым днем в Беларуси растет количество интернет-магазинов. Все популярнее становится услуга продажи товаров напрямую через личные профили в социальных сетях. Поэтому неудивительно, что масса людей сегодня попадается на хитрости недобросовестных продавцов, совершая покупки в Интернете.

– 90% обращений граждан к нам связаны с реализацией товаров в соцсетях. Проблема заключается в том, что в случае нарушения прав потребителя они не получают должной защиты: существующие законодательные акты не регулируют эту сферу, – подчеркивает специалист.

Так что же делать? Как обезопасить себя и оградить от неприятных последствий?

Смотрите в оба!

Внимательно изучите сайт интернет-магазина, где собираетесь «пошопиться». На главной странице (чаще внизу) должна быть информация о продавце, дата и номер включения в Торговый реестр Республики Беларусь. Если это юридическое лицо – наименование и его местонахождение; если индивидуальный предприниматель – ФИО, место жительства, информация о госрегистрации и органе, осуществившем его государственную регистрацию. Надежный продавец всегда разместит информацию о режиме работы, способах оплаты и доставки товара.

Кроме того, в интернет-магазинах покупатели оставляют отзывы на товар. Это отличный способ сверить картинку, которую публикует продавец, с реальной вещью. Уделите внимание и таким деталям, как состав, страна-производитель, сертификация товара. Если эти данные отсутствуют, задумайтесь, стоит ли совершать покупку.

– Совершая покупки через инстаграм, люди часто разочаровываются, получив не тот товар, ненадлежащего качества или не совпадающий с изображенным на фото. Это один из тех случаев, на которые не распространяется законодательство. Только при приобретении товаров в официально зарегистрированном интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».


Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».


Внимание – деталям

Перед покупкой ознакомьтесь с условиями доставки товара. Не забудьте, что магазин может взимать дополнительную плату за доставку заказа. Если совершаете покупку на платформе, зарегистрированной в другой стране, учитывайте, что придется оплатить дополнительные сборы: налоги, пошлины, услуги посредника и т. д.

Бесконтактная оплата

При доставке товара, до момента передачи денег и заключения договора, сопоставьте информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар, а также со свойствами заказа. Продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета в интернет-магазине путем дистанционного перечисления денежных средств. При этом обязательно должна быть возможность рассчитаться банковской карточкой.


Памятка по вычислению интернет-мошенничества:

– если вы нашли дешевый товар, задумайтесь, почему у него такая цена. Возможно, это из-за повреждений упаковки или заводского брака;

– выясните, какие гарантии может предоставить продавец;

– почитайте отзывы других покупателей и проверьте информацию о продавце.


«Я буду жаловаться!»

Покупатель имеет полное право отказаться от услуг, предлагаемых продавцом. Но не во всех случаях. Вернуть товар можно, если покупателю не предоставляют возможности получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки. Возмещать продавцу расходы, связанные с доставкой, он при этом не обязан.

Отказаться можно и от некачественного товара или если вам пришел не тот товар, что вы заказывали.

– Что касается гарантии, много обращений от граждан поступает по «технически сложным товарам бытового назначения» – это компьютеры, телевизоры, смартфоны и т. д. По гарантии сдать такой товар обратно в магазин и вернуть деньги можно только тогда, если в процессе эксплуатации обнаружится заводской брак или дефект. При этом будет проводиться экспертиза. В остальных случаях товар отремонтируют и вернут вам обратно без возмещения его стоимости. И, конечно, нельзя отказаться от товара, к примеру, телевизора, который не подошел вам по размеру или качеству изображения. Здесь нужно внимательно изучать его характеристики на момент приобретения. Безопасных вам покупок!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59