«Дзержинщина партизанская». Ч. 24. Слово как пуля
Находясь в глубоком тылу врага, партизаны довольно быстро стали ощущать информационный голод. Оторванные от внешнего мира, они с нетерпением ожидали свежих новостей, особенно связанных с положением дел на фронтах. Для многих из них каждая победа Красной армии становилась тем живительным источником силы, которая воодушевляла и вселяла веру в неизбежность разгрома фашизма.
Понимая, что правдивое слово, своевременно донесенное до сознания людей, может стать важным мобилизующим ресурсом в условиях войны, командование отряда имени 25-летия Октября, а затем и бригады имени К. К. Рокоссовского старалось задействовать любые формы агитационных средств, имевшихся в распоряжении. На первом этапе эти возможности были ограниченными, но в условиях оккупации приходилось довольствоваться тем, что есть.
Положение несколько улучшилось, когда с помощью дзержинских подпольщиков удалось приобрести ламповый приемник. Для партизан он стал настоящим окном в большой мир
Когда передавались сводки Совинформбюро, вокруг этого источника информации собирались все партизаны, свободные от несения службы. А затем новости распространялись уже в устной форме во время политзанятий, которые регулярно проводили политруки в своих подразделениях.
В дальнейшем, во время налета на одну из немецких сельских управ, партизаны захватили пишущую машинку с набором копировальной бумаги, что позволило поднять агитационно-просветительскую работу с личным составом на более высокий уровень.
В отряде это печатное устройство быстро освоила комсомолка Нина Рослякова, которая практически весь световой день занималась выпуском листовок. Причем их содержание не ограничивалось только новостями с фронта, а стало приобретать более выраженный идеологический и просветительский характер. Их формат и внешний вид зависел от того, на какой бумаге они печатались. Нередко для этих целей использовались обыкновенные листки, вырванные их ученических тетрадей, бланки организаций, в том числе и немецких, либо оборотная сторона обоев. Но от этого их ценность не уменьшалась. Теперь эти, порой внешне непривлекательные листки бумаги, стали появляться в населенных пунктах, представляя для населения особый интерес.
Тексты для листовок готовили комиссар отряда Петр Мартысюк, секретарь партийной организации Владимир Говорковский, комсорг Михаил Новиков, а темы подсказывала сама жизнь
Так, например, когда в 1942 году оккупанты развернули массовую агитацию по вербовке молодежи на работу в Германию, партизаны с помощью листовок рассказали всю правду о нацистском рабстве, о том, как в обещанном «раю» белорусов фактически превращали в рабочий скот. Партизанское слово откликнулось в сердцах молодых дзержинцев, и проведенная гитлеровскими вербовщиками «мобилизация» рабочей силы полностью провалилась. Дзержинцам также рекомендовали не приходить на проверку паспортов, не идти в так называемые отряды «самааховы», не сдавать установленный налог продуктами питания. Подпольная печать стала для населения практическим руководством к действию. Так партизанское печатное слово несло людям правду и становилось грозным оружием антифашистского сопротивления.
В это трудное время пришлось вспомнить и прежний опыт агитационно-просветительской работы, хорошо себя зарекомендовавший в первые годы Советской власти. Тогда отсутствие материально-технической базы с успехом компенсировалось народным творчеством, проявившим себя в выпуске настенных газет, оформленных ручным способом. Инициативу проявили комсомолки отряда Дора Сахно и Зинаида Гинзбург. Они стали выпускать настенную газету «Красный партизан». Она выходила регулярно, сообщая о проведенных операциях и боевых буднях отрядов.
Возможности партизанского корпункта значительно возросли, когда, с помощью подпольного обкома партии, имевшего связь с «Большой землей», в партизанский отряд была доставлена походная типография, состоявшая из нескольких наборных касс и печатного станка с ручным приводом. Теперь встал вопрос о создании полноценной партизанской газеты. Она предназначалась для жителей района, поэтому решено было сохранить ее довоенное название, чтобы показать, что в даже условиях оккупации жизнь на родной земле продолжает прежние традиции. Так дзержинская районная газета «Ленінская праўда» обрела второе рождение.
Типографию разместили под специальным навесом. Среди партизан нашлись люди, умевшие работать со шрифтами и составлять их в гранки. В холодное время рядом ставили бочку с углями, чтобы можно было обогреть руки. Для печатного станка оборудовали специальное место в землянке, рядом из подсобного материала смастерили стол для редактора. На эту должность подпольный райком КП(б)Б выдвинул политрука 3-й роты Виктора Яблошевского. В прошлом он был журналистом и, по оценке командования партизанского отряда, прекрасно справлялся со своими новыми обязанностями. Внешне неторопливый, Виктор Иванович был в постоянном движении. Многое для газетных полос он черпал из прямого общения с людьми. Его умение слушать, интересоваться, расспрашивать помогало ему быть в курсе событий. Из всего разнообразия материалов редактор умел выбрать самое интересное и значимое. К тому же, будучи талантливым публицистом, он сам писал образно, страстно и ярко.
Первый номер партизанской «Ленінскай праўды» был подготовлен и увидел свет в августе 1943 года
Он открывался сводками и сообщениям Совинформбюро, в которых рассказывалось о положении на фронтах и наиболее крупных победах Красной армии над врагом. Материалы второй и третьей полос посвящались боевым будням народных мстителей, их смелым и решительным действиям на оккупированной территории. Это были небольшие заметки, написанные самими участниками событий или переданные с их слов. Следует отметить, что партизаны с удовольствием готовили свои незамысловатые, но искренние публикации, обильно приправляя их народным юмором и не жалея сарказма в адрес фрицев. По причине конспирации полные имена и фамилии авторов не указывались, а обозначались только инициалами. Четвертая страница состояла из международной информации и разоблачений лживой немецкой пропаганды. Так сложилась основная концепция газеты, которая с небольшими изменениями сохранилась до конца войны.
Были случаи, что из-за недостатка бумаги и других трудностей «полиграфической базы» партизан газета выходила на двух полосах. Тираж ее мог достигать 200–300 экземпляров. Если учитывать, что каждый экземпляр передавался из рук в руки, то количество читателей множилось до пяти-, а нередко и десятикратного размера.
Появление партизанской газеты сыграло огромную роль в укреплении самосознания населения, жившего в тяжелейших условиях гитлеровского порабощения
Оккупанты не только пытались сломить волю народа репрессиями и жестокими расправами, но и стремились духовно растлить коренных жителей, чтобы превратить их в послушных рабов. Вот почему важно было укрепить их веру, придать им уверенность, что враг будет разбит. Люди искали достоверные сведения о происходящих событиях и находили их в партизанской прессе. Доверие к партизанам росло, а вместе с ним усиливалась ненависть к тем, кто поработил нашу землю. Партизанских агитаторов со свежими номерами «Ленінскай праўды» с нетерпением ждали во многих населенных пунктах. Ее основательно перечитывали и передавали дальше по своим проверенным каналам. А наиболее важные новости продолжали тиражироваться при встречах со знакомыми и друзьями, ориентируя население на борьбу с врагом и срыв различных мероприятий, проводимых оккупантами. Печатное слово партизанской прессы быстро нашло себе единомышленников и превратилось в надежного коллективного собеседника.
С августа 1943 по июль 1944 года вышло 36 номеров «Ленінскай праўды»
Газета выходила в среднем по три раза в месяц. Всего население района получило на руки около 20 000 экземпляров газеты. Кроме того, лесная типография изготовила и выпустила свыше 4 тысяч листовок. Так партизанская пресса превратилась в грозное оружие, активно содействовавшее разгрому врага на нашей территории.
Виктор УРАНОВ