К патриотизму — по-женски. Екатерина Иванова — о работе руководителя по военно-патриотическому воспитанию
Любовь к своей стране не возникает из громких слов. Она может зародиться в школьных беседах о важном с тем педагогом, который умеет увлечь ребят и направить их по верному жизненному пути. Речь пойдет о Екатерине Ивановой – руководителе по военно-патриотическому воспитанию средней школы №1 г. Фаниполя.
Учитель, журналист, военный
Малой родиной героини является аг. Шацк Пуховичского района, где она окончила среднюю школу и определилась с будущей профессией. Твердо решив стать учителем, Екатерина поступила в Горецкий педагогический колледж на специальность «Начальное образование» с дополнительным изучением белорусского языка и литературы. Затем училась в Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова.
Так начался интересный педагогический путь молодого учителя. За пять лет в образовании Екатерина получила бесценный опыт работы в разных учреждениях.
Однако грамотный филолог может найти себе применение и в других профессиональных сферах. Екатерина Иванова тому пример. Оставив педагогическую деятельность, она попробовала себя в качестве старшего корректора в редакции районной газеты «Чырвоная зорка». На страницах издания можно было также увидеть статьи Екатерины, написанные на белорусском языке. Кроме того, в журналистской копилке героини есть публикации в таких изданиях, как «Пухавіцкія навіны» и «Во славу Родины».
Следующим этапом в жизни Екатерины Ивановой стала деятельность в должности главного специалиста в отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Узденского райисполкома. Как раз в это время началось тесное сотрудничество с войсковой частью 30151 г. Фаниполя. Екатерина участвовала в различных совместных акциях и мероприятиях патриотической направленности, и однажды ей предложили службу по контракту.
– Я решила попробовать себя в новой сфере, – вспоминает собеседница. – И очень скоро стала оператором ручного сопровождения на 4-м зенитно-ракетном дивизионе (сейчас – 7-й дивизион).
Операторы ручного сопровождения – военнослужащие войск ПВО, которые помогают офицерам сопровождать цели по высоте и азимуту
Служба стала одним из самых интересных периодов в жизни героини. К тому же, в новом деле Екатерину полностью поддержал супруг Александр тоже офицер. Но, когда в 2020 году обоим пришлось перейти на казарменный режим, необходимо было решать, кто останется с детьми.
Снова в школу
Екатерина вернулась к педагогике и вскоре стала частью большого коллектива средней школы №1 г. Фаниполя.
– Пришлось вновь привыкать к работе учителя, – рассказывает педагог. – А через два года ввели должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию. И мне предложили попробовать себя в этой роли. Я согласилась сразу же. Во-первых, у меня был опыт военной службы и работы в отделе идеологии. Во-вторых, я обладаю неплохими организаторскими способностями.
Деятельность руководителя по военно-патриотическому воспитанию не ограничивается изучением с детьми военного дела. Эта должность охватывает более широкий спектр.
«Умение собирать и разбирать автомат – это не главное. Важно научить детей любить свою страну»
– Не каждый офицер сможет работать в школе. Ведь дети не солдаты, которые выполняют приказы. Здесь нужно разговаривать с ребятами, чтобы их замотивировать.
Вырастить патриотов
Вот уже несколько лет в школе функционирует военно-патриотический клуб «Патриот», руководителем которого является Екатерина Иванова. Его посещают учащиеся от 10 до 17 лет. Заседание клуба проходит каждую третью субботу месяца.
Работа ведется по многим направлениям. Это музейная и экскурсионная деятельность, участие в различных патриотических акциях и мероприятиях, помощь одиноким пожилым людям. Ежегодно ребята встречаются с воинами-афганцами, организуют фестиваль патриотической песни «О Родине, о Доблести, о Славе».
Клуб также тесно сотрудничает с в/ч 30151 г. Фаниполя. А на многих школьных мероприятиях гордо шествует в красивой форме Знаменная группа.
Ни один патриотический конкурс района не обходится без ребят из клуба «Патриот». Чтобы успешно выступать на них, учащиеся не только углубляются в изучение истории своей страны, но и серьезно занимаются строевой подготовкой.
В отряде – 6 мальчиков и 4 девочки. Это активисты школы и лидеры по своей натуре. А в качестве командира отряда выступает девочка, что является большой редкостью
– Репетиции у нас проходят часто, – продолжает рассказывать руководитель по военно-патриотическому воспитанию. – Бывает, маршируем по 4–5 часов в день. Тренировки больше напоминают спорт. Здесь также важны дисциплинированность и сила воли.
Юные патриоты очень дружные. Так, к примеру, на конкурс «Зарничка» среди учащихся начальных классов старшие ребята помогали готовить младших.
Первые победы быстро вдохновили ребят на достижение новых высот. И сейчас участники клуба «Патриот» – обладатели многочисленных дипломов и наград.
В 2024 году ребята получили 1 место в районном конкурсе военно-патриотических клубов «Растим патриотов», а также два третьих места в конкурсах «Зарница» и «Орленок»
– Руководитель по военно-патриотическому воспитанию должен во всем показывать пример детям, – уверена Екатерина. – А еще, конечно, всегда поддерживать их.
Изучить каждый уголок Беларуси
Чтобы ребенок научился любить свою страну, он должен узнать ее. Такой позиции придерживается наша героиня.
– Экскурсионная деятельность играет важную роль в моей работе, – рассказывает педагог. – Мы постоянно ездим по Беларуси. И, кстати, не только с ребятами из клуба. Подключаем детей из разных классов.
Школьники уже побывали во всех областных центрах. Увидели Брестскую крепость, посетили Музей железнодорожной техники и прогулялись по знаменитой Советской улице. Съездили в Хатынь и не остались равнодушными от посещения Красного Берега. Посмотрели на Линию Сталина и познакомились с военной техникой в Музее Великой Отечественной войны в Минске. Насладились красотой Несвижского, Мирского и Косовского замков, узнали чуть больше о работе спасателей в борисовском Музее МЧС и посетили краеведческий музей в Витебске.
Только за прошлый год Екатериной было организовано более 30 экскурсий, в которых побывали 1500 детей
– В каждой поездке мы обязательно посещаем какой-нибудь военный объект, – уточняет педагог. – У нас еще много планов. Хотим съездить к мемориалу на месте гибели военных летчиков Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко – Героев Беларуси. Дети должны знать свою страну. В этом и проявляется патриотизм.
Заслуженная награда
В этому году Екатерине посчастливилось принять участие в республиканском конкурсе среди руководителей по военно-патриотическому воспитанию.
– На старте было более 200 кандидатов, – вспоминает героиня. – В финале же осталось 11 человек – 10 мужчин и я. Нужно было написать анализ своей работы за последние 2 года, пройти тестирование, подготовить визитную карточку в творческой форме и выступить на сцене. В последнем этапе мне очень помогли ребята. Результатом участия в конкурсе стал диплом лауреата.
В Жодино состоялось награждение юбилейными медалями «80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» лучших руководителей по военно-патриотическому воспитанию Минщины, среди которых была Екатерина Иванова
– Это не только моя медаль, но и награда руководства школы, которое всегда поддерживает меня, моих коллег и детей. Ведь один в поле не воин.
Что есть патриотизм?
– Моя работа – мой фронт, – говорит Екатерина. – А дома я обеспечиваю надежный тыл.
Героиня благодарна своей семье за постоянную поддержку. Супруг Александр – верный советчик во многих делах, касающихся работы Екатерины. Старшая дочь Анастасия пошла по стопам матери. Училась в Минском государственном лингвистическом университете и в этом учебном году пришла в СШ №1 г. Фаниполя в качестве учителя английского языка. Младшая дочь Алина –студентка Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа. Девочка также являлась активным членом военно-патриотического клуба «Патриот». А еще ежедневно радует героиню йорк Дени – всеобщий любимец и большая радость в доме.
Екатерина – творческий человек. Пишет стихи и мечтает вместе со своими воспитанниками поставить спектакль на патриотическую тему. И все задумки педагога точно воплотятся в жизнь, ведь жизненное кредо Екатерины звучит так: «Есть желание – ищу возможности. Нет желания – ищу проблемы».
– Моя работа мне очень нравится. Это то, что у меня действительно хорошо получается. В моем случае тесно сплелись педагогическое образование и бесценный опыт военной службы.
Я люблю детей, свою профессию и нашу страну. Мне кажется, это и есть патриотизм