Койдановские евреи. Ч. 11. И гешефты, и проблемы
(Продолжение. Начало в №46–51 2022 г., №1–4 2023 г.)
Бурный рост местечек в XVI веке заметно повлиял на социально-экономическое развитие Великого княжества Литовского. У короля и магнатов, пригласивших еврейских переселенцев на свои земли, был свой расчет. Надо сказать, ожидания монарха и знати оправдались. Поэтому жители местечек имели большие привилегии и пользовались покровительством достаточно влиятельных людей. Правда, достичь этого благополучия было нелегко. Здесь евреям требовалось немало усилий, а порой даже хитрости и изворотливости.
Сигизмунд I Старый, великий князь литовский и король польский, занял престол в достаточно зрелом возрасте, за что и получил свое прозвище. Он правил государством с 1506 по 1548 годы и проявил себя как дальновидный и расчетливый политик. Непрекращающиеся военные конфликты с соседним Московским княжеством требовали немалых финансовых затрат, поэтому еврейские общины стали постоянным источником пополнения королевской казны.
Сигизмунд I сразу же оценил выгоду от сотрудничества с местечковцами и старался с помощью выданных привилегий стимулировать их деятельность. Именно при нем наблюдался период экономического и политического расцвета литовского еврейства
Не последнюю роль в проведении такой политики играла вторая жена короля – Бона Сфорца, властная и предприимчивая женщина, имевшая исключительно большое влияние на мужа. Сигизмунд I уже в первые годы своего правления подтвердил хартии Витовта, согласно которым убийство дворянина, еврея или горожанина каралось смертной казнью, а семья убийцы была обязана платить семье убитого пеню в размере 100 грошей.
Наиболее знатные евреи именовались в официальных документах «панами» и занимали высокие посты при королевском дворе. Сигизмунд I широко прибегал к услугам еврейских откупщиков и стремился подчинить централизованному руководству своих еврейских подданных, чтобы обеспечить упорядоченное взимание с них налогов. В 1514 году он ввел должность старейшины литовских евреев, предоставив ему широкие полномочия, включая судебные. Однако еврейские общины, жившие по своим законам, отказались признать такое административное лицо, навязанное им сверху. Они добились от короля получения статуса автономных единиц как в юридическом, так и налоговом отношении, с правом выбора своих старейшин, обязанностью которых было собирать налоги и отчитываться перед властями и общиной.
Надо отметить, у литваков и местечковцев были не только покровители, но и откровенные недоброжелатели.
Как оказалось, не всем в ВКЛ нравился такой взлет активности евреев. В начале XVI века против них ополчились жители крупных городов, пытаясь ограничить деятельность своих конкурентов
В итоге они добились от короля принятия специальных привилегий под названием de non tolerantis judaeis, наделяющих городское самоуправление правом ограничивать проживание евреев в городе. На основании таких привилегий евреи были изгнаны из ряда городов или им пришлось подписать договоры, согласно которым их торговые права сильно ущемлялись. В 1527 году горожане Вильно установили запрет на поселение евреев в пределах городской черты, и лишь в 1551-м немногим еврейским торговцам было разрешено посещать столицу в коммерческих целях. Такое положение складывалось и в других крупных населенных пунктах, где евреям разрешалось селиться лишь на определенных улицах или в особых предместьях, становившихся типичными гетто.
По этой причине многие литваки стали переселяться из королевских городов во владения магнатов и монастырей, которые даже иногда освобождали их от уплаты податей. Этим объясняется столь бурный рост местечек на землях крупных феодалов в начале XVI века. Не случайно в большинство подобных поселений торгово-ремесленная прослойка формировалась почти исключительно за счет евреев, поэтому в количественном отношении их численность нередко превышала численность местного населения.
В 1539 году под давлением магнатов Сигизмунд I Старый отказался от доходов с евреев, живших в наследственных феодальных владениях. Одновременно он объявил, что снимает с себя все правовые (включая судебные) обязательства по отношению к этой группе еврейского населения, а свое решение мотивировал тем, что «мы, король, обыкновенно не даем своей защиты тем, кто не приносит нам никакой пользы».
Этот акт ознаменовал переход значительной части литваков из юрисдикции королей под юрисдикцию магнатов, что означало существенное изменение их правового и социального статуса. В таком положении оказалась и еврейская община Койданова
Положение евреев еще больше осложнилось, когда свое неудовольствие против них стали выражать широкие круги мелкой и средней шляхты. Если в начале XVI века эта достаточно многочисленная прослойка привилегированной части общества была заинтересована в евреях как посредниках для продажи своих товаров, то уже через несколько десятилетий ее представители сами с успехом занимались этим делом. В 1538 году Виленский сейм запретил евреям вести торговлю в деревнях и брать на откуп государственные доходы. Им запрещалось ношение дорогой одежды и оружия. В 1569 году литовский сейм предоставил шляхте монополию на откуп налогов, однако, не имея достаточного опыта в этом непростом деле, они вынуждены были вновь обратиться к евреям-откупщикам и держать их в качестве тайных компаньонов. Подобные коммерческие связи существовали и у многих евреев-ремесленников, например у ювелиров, которые стали сбывать свои изделия через мещан, имевших право на такую деятельность. И аналогичных примеров было предостаточно.
Так что, несмотря на постоянно вводимые ограничения, белорусско-литовские евреи продолжали доказывать свою состоятельность.
Преимущество этого народа перед шляхтой и мещанами Великого княжества Литовского проявлялось прежде всего в том, что они обладали большей подвижностью, энергией, умением собирать капиталы и пускать их в оборот
В отличие от них местные предпринимательские круги еще не выработали в себе подобные качества. Они если и занимались торговлей и ремеслами, то только в придачу к земледелию. Земля в эпоху феодализма считалась основным источником благополучия и главным показателем состоятельности его владельца, поэтому все сбережения шляхта и мещане вкладывали в расширение своих наделов. А это в свою очередь накрепко привязывало их к земле, лишая подвижности и предприимчивости. Они были не против заниматься торговлей и промыслами, но непременно дома, не отрываясь от земли и хозяйства. Евреи же успевали быть там, где открывалась возможность для получения прибыли.
Кроме того, литваки и местечковцы издавна занимались ростовщичеством, что считалось недостойным занятием для местных привилегированных слоев населения. А так как в деньгах нуждались даже знатные люди, у евреев всегда имелась собственная клиентура среди правящей аристократии.
Белорусско-литовские евреи быстрее освоили кредитно-денежные операции, характерные для капиталистической системы хозяйствования, заложив основы банковского дела в ВКЛ
Богатых людей среди литваков и местечковцев было немного, но они вели свои дела компаниями, составляя крупные суммы денег из маленьких взносов. Бедняки вносили свои небольшие сбережения, соответственно получая на них незначительные проценты. Всем остальным руководили несколько богатых учредителей, выступающих в качестве юридического лица компании. Они брали займы у состоятельных магнатов и панов, а затем пускали их в оборот, что позволяло им не только отдавать кредиторам долги с процентами, но и иметь прибыль для себя. Таким образом, евреи стали основателями кредитно-финансовой системы в Великом княжестве Литовском.
(Продолжение следует.)