От Ракоедовщины до Победного. Как живет деревня, в которой снимают кино, помнят войну и создают фермы
«У нас никто не сидит на лавочке. Никто не играет на гармошке, не поет ничего», – с грустью отмечает один из жителей деревни Победное. Ну что ж, на лавочке, может, и не сидят, зато петь точно умеют! Мы нашли здесь и династию артистов, и вдохновленных фермеров и других – тех, кто делает деревню живой и настоящей (первую часть материала читайте здесь).




От победного подворья до большого экрана
На одной из деревенских улиц знакомимся с Анной Костенич. Ее подворье, еще несколько лет назад признанное самым благоустроенным на празднике деревни, неожиданно превратилось в настоящую съемочную площадку. В сентябре белорусская пастораль так очаровала российского режиссера Андрея Хрулева, что он выбрал ее дом и двор для своей новой картины «Далеко до Москвы». Скоро уютный уголок Добриневского сельсовета можно будет увидеть на большом экране – премьера фильма запланирована на 2026 год.

– Сначала ко мне просто постучались. Представились и спросили: «Можно ваш дом снять?» Я согласилась, – вспоминает хозяйка. – Операторы работали и на кухне, и в прихожей, и даже на веранде. Было очень необычно. Теперь жду премьеры – интересно посмотреть, что получилось.
История семьи Анны Костенич в Победном началась в 1961 году. Тогда они поселились на хуторе Клаусова, а вся округа носила звучное старинное название – Ракоедовщина. Глава семьи, отец Анны, был здесь бригадиром, за самоотверженный труд его отметили высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени.
– Атмосфера в деревне тогда была замечательная. Люди жили дружно, соседи были прекрасные. Жаль, что тех, с кем мы начинали здесь свою жизнь, уже почти не осталось.
По ходу разговора бросаю взгляд на улицу.
– Вот этот желтый дом – это еще Победное, а дальше пошла уже Юнцевщина, – тут же объясняют жители.

Заглядываю в карту. Действительно.
Победное и Юнцевщина настолько близко расположены, что кажутся единым целым
Вновь всматриваюсь. На улице ни дорожного знака, ни условного обозначения, ни даже намека на границу – для случайного визитера населенные пункты выглядят как одна большая деревня, и найти, где кончается одна и начинается другая, – задача не из простых.
Песня, память, подвиг
В Победное когда-то переехала и Лидия Ананич, привезя с собой не только трудолюбие, но и большую любовь к песне. Между заботами доярки в местном хозяйстве и воспитанием четверых детей она всегда находила время для творчества, выступая в народном ансамбле «Боровичанка». Ее страсть к музыке стала настоящим семейным наследием, объединив в ансамбле три поколения: саму Лидию, ее дочь и внуков. И сегодня семейная мелодия не умолкает – дочь Лидии, Татьяна Протас, возглавляет Томковичский дом культуры, продолжая нести искусство в массы.


Среди творческих представителей деревни и ее уроженец Леонид Юшкевич.
– Я вырос здесь и прожил до 16 лет. Затем уехал в Бобруйск получать образование в автотранспортном техникуме. Еще школьником бегал в Томковичский дом культуры, что стоял рядом со старой школой – сначала восьмилетней, а потом, к моменту моего выпуска, ставшей десятилеткой. Мы пели, ездили с концертами по колхозам, и эта любовь к песне осталась со мной навсегда, – рассказывает он.
Во время учебы Леонид Леонидович выступал также в вокальном ансамбле с современным для тех лет названием «Октан-70». После техникума была армия, а следом – 28 лет верной службы в органах внутренних дел. Даже там он не расставался с музыкой, выступал в милицейском ансамбле. После отставки еще 18 лет проработал на гражданской должности в системе МВД. Но притяжение малой родины оказалось сильнее.
– В 2002 году вернулся в родительский дом. Тянет в эти места, хоть здесь сегодня почти безлюдно.

К слову, Леонид Юшкевич – потомок поистине легендарного человека – ветерана войны, советского разведчика и позже общественного деятеля Геннадия Владимировича Юшкевича.
– В 14 лет, совсем мальчишкой, он ушел в партизаны. Был зачислен разведчиком в специальную диверсионно-разведывательную группу «Чайка», которая обосновалась в урочище Звариковщина, недалеко от деревни Станьково. Закончил войну разведчиком в легендарной группе «Джек», действовавшей в Восточной Пруссии. Именно их группа участвовала в штурме бывшего логова Гитлера под Кёнигсбергом (ныне Калининград). На встречах со школьниками он часто рассказывал о юных героях, вспоминая, что начинал свой боевой путь в одном отряде с Маратом Казеем, чье имя сегодня знает вся страна. А ушел из жизни совсем недавно, в 97 лет…
По рассказам матери Леонид Леонидович восстанавливает картину военного лихолетья в родной деревне. Война пришла в Победное не линией фронта, а эпизодами: то фашисты нагрянут, то партизаны ночью заглянут. Неспокойные суровые будни…


На фронте погибли двое жителей Победного – Эдуард Климович и Бронислав Черник. На местном кладбище также находится братская могила времен войны.
Там покоятся как безымянные герои, так и солдаты, чьи имена будут вечно жить в сердцах сельчан.
– Однажды моя свояченица каким-то чудом разыскала в России родственников того самого опознанного бойца. Между ними завязалась переписка. В знак благодарности за память об их брате, отце или сыне они ежегодно присылали ей небольшую сумму. На эти деньги она покупала цветы и приходила на братскую могилу, чтобы совершить скромный, но душевный обряд поминовения.


Возвращение к корням… и козам
Сегодня деревня продолжает свой путь, и ее главное богатство – новые поколения, которые продолжают сельскую летопись. Один из таких жителей – Павел Веробей с семьей. Около года назад он перебрался сюда из столицы – в родительский дом.

– Лето 2024 года началось с простой идеи – пожить в деревне на удаленке. Я экономист по образованию, но, кстати, никогда не работал по профессии, – рассказывает он. – А с хозяйством все началось с детской мечты – о кроликах и курочках.
Сначала планировал обойтись без лишних хлопот с животными. Но деревенская атмосфера взяла свое: проснулся давний энтузиазм.
– Тогда я и не предполагал, что это станет первым шагом к созданию целой фермы. Постепенно она росла: появились козочки (сначала одна, а потом и десять вместе с породистым козлом), куры расплодились до шестидесяти, добавились гуси, утки, индюки. И, конечно, собаки – куда без них?





Идея развиваться дальше пришла сама собой. Органических отходов поступало много, это натолкнуло на мысль о замкнутой экосистеме.
– Сейчас изучаю вариант переработки помета с помощью личинок мухи черная львинка. Они превращают отходы в биогумус, а сами личинки становятся белковым кормом для кур. Настоящий круговорот в природе!
Павел признается: его путь к фермерству – это своеобразное возвращение к корням.


Хотя он и родился в столице, все детство провел у бабушек и дедушек, где у каждого было свое хозяйство.
– Я вырос среди курочек, козочек и коров, и для меня настоящие, натуральные продукты – это не абстракция, а вкус детства. Решив переехать за город, я подумал: почему бы не воссоздать это для семьи? Так у нас появилось свое козье молоко – без посторонних запахов, жирное и невероятно вкусное. Когда его стало много, мы начали экспериментировать: делать сыры, масло, творог и рикотту. Получилась настолько качественная продукция, что теперь мы не только обеспечиваем себя и родных, но и понемногу реализуем излишки.
Таким образом, из простого желания жить на природе выросло настоящее фермерское дело, которое приносит и удовольствие, и пользу.





Так, вопреки первому впечатлению, в Победном не смолкает жизнь – она просто стала многоголосой. Здесь больше не поют хором песни под деревенскую гармошку, зато каждый двор ведет свою собственную мелодию.