Меню

На рельсах 150-летней истории станции Негорелое. Ч. 5

Согласно подписанному в 1921 году Рижскому мирному договору, новая государственная граница пересекла линию железной дороги Варшава-Москва между населенными пунктами Столбцы и Негорелое. После того, как в декабре 1922 года Белорусская ССР вошла в состав Союза ССР, ничем неприметная ранее станция Негорелое стала важным промежуточным пограничным звеном на маршруте железнодорожного сообщения между Дальним Востоком и Европой. И не только – она являлась своеобразной визиткой, с которой начиналось знакомство иностранных граждан с первым в мире социалистическим государством.

Форпост новой жизни                                           

Переход от затяжной войны к мирному строительству потребовал от белорусского народа немалого напряжения сил и материальных средств. Являясь на протяжении 7 лет ареной боевых действий, Беларусь понесла большие экономические убытки. В тяжелом положении находился и транспорт. Обновлению подлежало большинство паровозного и вагонного парка, требовался срочный ремонт всей сети железнодорожных путей. Благодаря самоотверженному труду железнодорожников и с помощью местного населения за сравнительно короткий срок удалось восстановить движение поездов на всех участках дороги.

Мирная передышка позволила сконцентрировать материальные и трудовые ресурсы на восстановлении и укреплении материально-технической базы железнодорожного транспорта. В депо развернулись ремонтные работы, позволившие привести в состояние готовности большинство паровозов и вагонов. Продолжилось строительство незавершенных зданий, а также началось проектирование новых объектов. Значительный размах приобрели восстановительные работы: взамен сгоревших пассажирских зданий появились новые, временные сооружения заменялись постоянными.

Успешно продолжалась трудовая деятельность и на станции Негорелое. В 1921 году, за счет ускоренной поставки бревен и других материалов, были восстановлены мосты через реки Уса и Перетуть. Высокими темпами началась реконструкция верхнего строения пути – обновлялись рельсы и шпалы, стали удлиняться приемоотправочные пути. На станции Негорелое функционировало оборотное паровозное депо на два паровоза (серий ОВ № 3747 и СУ №211-41). Один – союзной колеи, другой – западноевропейской, которые обеспечивали, в основном, маневровую работу, вывозку леса и перекатку колес. Чтобы все таможенные и пограничные операции производились быстрее, была создана довольно развитая железнодорожная инфраструктура. В составе локомотивного, вагонного, грузового и пассажирского хозяйства там использовались электроустановки, запитанные от электростанции мощностью 60 кВт.

Постепенно возрождалось пассажирское движение. Железнодорожники принимали все зависящие от них меры, чтобы поезда прибывали точно по графику. За прибытие международного поезда с опозданием на пограничную станцию Негорелое наше государство платило золотой валютой.  Уже к концу 1921 года были восстановлены вокзалы на станциях Фаниполь и Койданово.

На месте сожженного поляками деревянного вокзала на станции Негорелое некоторое время находился старенький вагончик, в котором располагался буфет. Но в связи с тем, что Негорелое приобрело первостепенное значение по перевозке пассажиров и грузов в международном сообщении с Польшей и странами Западной Европы, было принято решение о возведении на этом месте нового вокзала европейского уровня. И в короткий срок такой проект был реализован.

Вокзал в Негорелом представлял собой большое красивое двухэтажное здание в стиле модерн. Высокие потолки, огромные окна, просторный зал ожидания и не уступающий ему по размерам ревизионный зал, где проходили различные таможенные формальности. Помещения светлые, надписи на немецком, польском, английском языках.

Для удобства пассажиров на вокзале работал ресторан с европейской кухней, гостиница и агенство “Интурист”, а также парикмахерская, где дамы могли сделать прически  и соответствующий макияж перед путешествием в Европу. Здесь же располагались отделение связи и телеграф. В ресторане и магазине реализовывались услуги и товары за валюту.

Станции Негорелое и Колосово как пограничные обслуживались персоналом 11-го железнодорожного батальона, который возглавлял помощник командира взвода К. Н. Зотов. Здесь же располагалась пограничная застава 16-го Койдановского пограничного отряда. С июня 1922 года руководство станцией Негорелое передано в обслуживание железнодорожникам. Работа с грузами и обслуживание пассажиров были главными задачами коллектива станции.

«Высший свет» служащих состоял из дежурных по станции, начальника водокачки, дорожного мастера, помощников начальника станции и главного товарно-багажно-билетного кассира. Работники железной дороги были высокообеспеченными людьми.

Штат работников станции Негорелое, включавший 44 человека, по состоянию на май 1922 года был следующим:

— начальник станции – Сергей Чиновников, а с 20.06.1922 года – Николай Егистов;

— дежурные по станции – Николай Ложков, Борис Гусаров, Дмитрий Соколов;

— главные кондукторы – Степан Тростин, Петр Сумароков, Никифор Кромаренко;

— младшие кондукторы – Федор Радеев, Сазоний Тиунов, Емельян Ведякин, Аким Шелега, Андрей Сенин, Абрам Самарин, Терентий Сагай, Николай Блохин, Евгений Конарев, Василий Кисьянов;

— технические конторщики – Николай Куров, Виктор Бугинский, Сергей Кутепов, Георгий Нефедов, Александр Петров, Яков Тетюрин, Александр Булич;

— составители поездов – Александр Поляков, Александр Графов, Иван Буровцев;

— сцепщики – Мирон Худов, Дмитрий Никитин, Андрей Сенин;

— пломбировщик – Мирон Митюгин;

— стрелочники – Алексей Жулин, Дмитрий Никитин, Василий Ляхов, В. Касьянцов;

-сторожа – Степан Гранников, Федор Мышкин;

— кубогреи (грели огромные кубы с водой для паровозов и пассажиров) – Николай Иванов, Антон Зверев, Грач Саядов.

Ношение формы было обязательным, за появление на работе без нее беспощадно увольняли. В случае брака и нарушений – «суд вершил» начальник станции.

Не случайно, что эта небольшая железнодорожная станция, расположенная в 50-ти км на юго-запад от Минска в 1920-1930 годах стала часто упоминаться в центральных и республиканских средствах массовой информации, а также в печатных органах зарубежных стран. Она была нанесена на все географические карты мира. На станции была организована таможня. В связи с этим жизнь вокруг Негорелого и в поселке стала беспокойнее. Иностранные пассажиры, разноязычная речь, словом – форпост Советского Союза.

Тех, кто в 30-е годы ХХ века проезжал через станцию Негорелое, встречала красным флагом, звездой и лозунгами  знаменитая  Негорельская арка, которая находилась рядом с советской погранзаставой. Это монументальное деревянное сооружение возвышалось над путями.

Направлявшиеся из Европы в Советский Союз, видели лозунг: “Привет трудящимся Запада!”, а тех, кто ехал в обратном направлении, сопровождали слова: “Коммунизм сметет все границы!”.

В публикации использованы материалы краеведческого исследования начальника железнодорожной станции Негорелое Марины Воронович.

Продолжение следует.

 

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59