Сенатор Алексей Васильев: Дзержинский район мог бы стать пилотным регионом по внедрению цифрового права
«Создание в Беларуси эффективного электронного правительства и поэтапное внедрение цифрового права упростят жизнь граждан и поднимут транспарентность госуправления на качественно новый уровень». Так считает заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, директор Минского областного агентства по госрегистрации и земельному кадастру Алексей Васильев. Поговорили с сенатором о развитии правового регулирования в эпоху цифровизации в белорусских реалиях.
– Сегодня много говорится о цифровом праве, искусственном интеллекте, электронном правительстве, целях устойчивого развития. На ваш взгляд, что это даст нашим гражданам и государству в целом?
– Вопрос непростой, но важный и актуальный. Цифровизация и искусственный интеллект – не просто красивые слова, а объективная реальность. Впереди сегодня те, кто активно внедряет «умные» технологии в экономические, социальные и рабочие процессы. Это касается любой сферы нашей жизни. Безусловно, есть и риски, и их стоит учитывать.
Принятые в последние годы стратегии и программы по развитию электронного правительства предусматривают ряд мер по углублению цифрового взаимодействия граждан и госорганов. Так, в госпрограмме «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы и Национальной стратегии устойчивого развития страны до 2035 года содержится много интересных положений. Хорошие слова: умный город, строительство с применением БИМ-технологий.
«К сожалению, я не вижу какой-либо комплексной реализации этих положений на практике, так, чтобы это давало видимый и ощутимый результат, в том числе экономический»
Например, в концепции есть положение: «в рамках данной программы предусматривается возможность развития электронных сервисов и технических решений для коммуникации с гражданами, для их участия в обсуждении различных вопросов, решение по которым влияет на социально-экономическое развитие государства». А что конкретно имеется в виду? Где и как это должно работать? Какой ожидается результат от внедряемых новаций?
Да, есть точечная реализация отдельных элементов, но, на мой взгляд, этого недостаточно. Я сторонник системного подхода, когда цепочка имеет замкнутый цикл. Если говорить про «умный город», то логично все закладываемые понятия реализовывать на практике для начала в отдельно взятом городе или на предприятии. Далее оценить результат и масштабировать.
«До тех пор, пока мы не начнем системно и поэтапно двигаться, апробируя все заявленное на практике, говорить об активном развитии цифрового права считаю преждевременным. Но, безусловно, обсуждать это на экспертном уровне необходимо уже сейчас»
– А что вы можете сказать про цифровое право и систему реформ, например, Китая или Турции? Наши страны активно взаимодействуют в различных сферах. Какой их опыт можно применить в Беларуси?
– Ответить на эти вопросы предлагаю с помощью примеров на макро- и микроуровне. На макроуровне возьмем Китай. Мы много говорим о китайском опыте в разных областях жизнедеятельности. Они действительно создали хорошую среду для роста ИТ-отрасли, приняли национальную систему защиты персональных данных, активно развивают интернет-индустрию и цифровую экономику, что приводит к плавному социально-экономическому росту. Мне неоднократно приходилось бывать в этой стране по рабочим и деловым вопросам. Поэтому, видя и изучая опыт китайских коллег изнутри, могу сказать, что у нас есть ряд похожестей, как в институтах, так и в реализуемых программах.
Проблема, на мой взгляд, заключается в реализации уже принятых решений, когда не всегда соблюдается требуемая последовательность, активность, анализ промежуточных результатов. Это, в свою очередь, не приводит к тем результатам, которые планировались изначально.
Мне вспомнилась хорошая метафора, которую любил повторять архитектор китайских реформ Дэн Сяопин: «Переходя реку, ощупывай камни». Так, самые смелые новации и реформы в КНР всегда проводятся через пилотный проект в разных уголках страны на отдельных территориях. Если проект признается успешным, то в дальнейшем его реализуют более масштабно.
Не всегда стоит руководствоваться концепцией «сначала разрушить до основания, а потом построить». Более надежно и правильно внедрять промежуточные институты. Именно такой подход позволил Китаю стать, по разным оценкам, первой или второй экономикой планеты. Аналогичная концепция использовалась и Сингапуром, который сегодня по-прежнему удерживает пальму первенства среди экономик восточноазиатского региона и входит в состав так называемых четырех азиатских тигров наряду с Южной Кореей, Тайванем и Гонконгом.
Данный подход отвечает реалиям и нашей страны. Идти нужно шаг за шагом, постепенно, осматриваясь и нащупывая свой путь. Об этом говорит и Президент Беларуси. Думаю, мы тоже можем воспользоваться успешным опытом Китая.
Для начала необходимо определить пилотный регион. Например, им мог бы стать бурно развивающийся Дзержинский район. Со временем можно плавно подключить территории Столбцовщины и Узденщины
Если говорить о микроуровне, то стоит рассмотреть пример трансформации известного в Турции Garanti Bank. Это один из крупнейших и наиболее уважаемых частных банков страны, которому удалось стать лидером в цифровой трансформации и инновациях в турецком банковском секторе. При этом отмечу, что Турция – страна с ярко выраженным коллективизмом в культурном коде. Для их культуры важна семья, преемственность, родственные связи и т. д. Банковская сфера не являлась исключением. В свое время Garanti Bank использовал подобный способ управления. Но весомых и серьезных результатов такое руководство не принесло, а, напротив, тормозило, как развитие, так и рост.
Применение альтернативных подходов, а именно, обучение топ-менеджмента в лучших вузах Европы и США, внедрение современных подходов и инноваций позволили вывести банк на качественно новый этап и уровень развития. Было время, когда я изучал методы управления, подходы в обучении персонала и пройденный опыт перемен посредством работы «После меня – продолжение», написанной экс-руководителем Garanti Bank Акином Онгором. Его новации позволили превратить обычный турецкий банк в финансовый институт мирового уровня.
Вывод: для получения видимых результатов стоит методично и системно внедрять цифровизацию на практике методом маленьких шагов
– Вы предлагаете для отработки новых подходов в части цифровизации выделить конкретный регион. С чего, на ваш взгляд, стоит начитать такой эксперимент?
– Во-первых, нужно определить единый госорган, отвечающий за цифровую трансформацию и внедрение искусственного интеллекта. Во-вторых, поставить четкую задачу и выделить несколько системных элементов, завязанных в единое кольцо. Это касается работы с инвесторами, людьми, отраслями экономики и социальной сферы, услуг ЖКХ. В-третьих, определить регион для пилотного проекта. Установить критерии и индикаторы оценки, под контролем проектного офиса отслеживая динамику реализации. В-четвертых, подвести итоги эксперимента. При необходимости перенастроить и исправить возникшие пробелы, а при условии успешной реализации масштабировать новации по всей стране.
Я уже неоднократно приводил пример реализации ряда цифровых инициатив на нашем предприятии. Результат за 2 года – снижение числа обращений граждан более чем на 20% и множество различных республиканских наград в сфере цифровизации.
Осенью 2024 года был запущен пилотный цифровой проект в г. Узде «Вместе можем многое». Предложенный формат позволяет жителям города и региона сообщать о возникших проблемах в один клик через QR-метки без бумажной волокиты и ожиданий. Это удобно как для людей, так и для местной вертикали власти. Не скрою, это важно и для меня, так как позволяет на практике создать коммуникацию между гражданами и парламентарием.
«Сейчас на стадии завершения еще ряд проектов по взаимодействию с жителями регионов, откуда я избирался, и обращению ко мне как к парламентарию дистанционно посредством использования новых технологий»
Каким будет результат – пока сказать сложно. Оценивать уже будем на практике. Ошибки – это нормально, и их не стоит бояться. А вот успех уникален, и добиться его без проб и ошибок не получится.
Можно все время искать лучшей жизни, а можно ее создавать здесь и сейчас. Я убежден, если мы постепенно начнем внедрять уже принятые решения без заявки на глобальные изменения, то со временем получим хороший и устойчивый результат.
Такой подход согласуется и с концепцией о переходе на высокую траекторию развития. Ведь цифровизация, новые подходы и технологии позволяют нам изменять, развивать и совершенствовать многие технологические и производственные процессы, а главное, улучшать коммуникацию между государственными органами, обществом, бизнесом.