Меню

Следуя жизненным принципам. К юбилею Владимира Чаботько

Не случайно бытует мнение, что в педагогику приходят люди по призванию. Владимир Чаботько, директор Дзержинского районного центра туризма и краеведения, избрал для себя именно такой жизненый путь. Почти 40 лет насчитывает его трудовой стаж в системе образования района, половина из них — на руководящих должностях. Сегодня он признанный профессионал.

По словам Владимира Чаботько, на выбор профессии повлиял ряд причин. Присутствовали в них как элементы случайности, так и осознанность. Его детские и юношеские годы прошли в старинном городе Лида. После окончания средней школы работал слесарем на заводе, затем — служба в армии. Повзрослев, понял, что надо учиться дальше. После окончания подготовительных курсов подал документы на экономический факультет Белорусского политехнического института (теперь — БНТУ), но для достижения заветной цели не хватило проходных баллов. Молодому человеку предложили другой вариант — инженерно-педагогический факультет, и он дал согласие.  Так вроде бы непредвиденные обстоятельства  определили его будущее.

Учился Владимир увлеченно, и даже когда на старших курсах появилась возможность изменить специализацию на экономический профиль, отказался, почувствовав, что перед ним открываются неплохие перспективы.

Получив диплом инженера-преподавателя строительных дисциплин с правом свободного трудоустройства, молодой специалист стал определяться с местом будущей работы. И снова счастливое стечение обстоятельств: в Дзержинске открылось профильное учреждение —  СПТУ №212 (теперь —  ГУО «Областной аграрный профессионально-технический лицей»). Переговоры с директором училища Станиславом Гинтовым удовлетворили обе стороны, и в 1983 году Владимир Чаботько был зачислен мастером производственного обучения.

В течение года он помогал учащимся на практике осваивать полученные теоретические знания, а затем администрация училища сочла целесообразным направить дипломированного специалиста на педагогическую работу. Для начала ему предложили курс черчения у первокурсников, затем пошли строительные дисциплины. Все это потребовало серьезной подготовки к занятиям. Пришлось поднимать студенческие конспекты, читать дополнительную литературу, осваивать методические приемы преподавания, чтобы пробудить у ребят интерес к будущей профессии.

Контингент учащихся был не из лучших, однако молодому педагогу удавалось добиваться результатов. Он сам не позволял себе поблажек и такого же отношения к учебе требовал от своих подопечных. Так Владимир Чаботько окончательно понял, что нашел дело по душе.

Работать приходилось с удвоенной энергией, зато на экзаменах выпускники показывали прочные знания и получали повышенные квалификационные разряды. Причем всегда подтверждали их на практике, приступив к самостоятельной работе.

Но, по мнению Владимира Чаботько, самый плодотворный период его педагогической деятельности в училище был связан с назначением на должность заместителя директора по воспитательной работе. В то неспокойное время иные из молодых людей, избавившись от родительской опеки, ступали на скользкий  путь. Поэтому в милицейских сводках среди нарушителей правопорядка постоянно фигурировали «хабзайцы», как в свое время именовали учащихся ПТУ. Понимая, что участок работы не самый простой, Владимир Чаботько все же решил попробовать свои силы. И главное внимание стал уделять   наведению дисциплины и порядка в учреждении образования. Вскоре в училище сложилась система профилактических и административных мер, направленная на предупреждение правонарушений среди учащихся.

А тем, кто все же вступал в конфликт с законом, приходилось иметь дело персонально с «замполитом», как стали уважительно именовать заместителя директора по воспитательной работе. Владимир Михайлович подходил к каждому правонарушителю индивидуально. Тому, кто оступился случайно, по глупости, и осознал свою ошибку, можно было рассчитывать на снисхождение. Но повторное нарушение уже рассматривалось на совете профилактики.

И тогда «замполит» так прорабатывал нарушителей, что не только они сами, но и их родители уходили со слезами. Такие моральные меры воздействия запоминались надолго. И уже, будучи взрослыми, многие из его прежних воспитанниов при встрече благодарили за то, что им своевременно помогли осознать допущенные ошибки.

А в результате среди правонарушителей, фигурировавших в милицейских сводках, все реже стали встречаться учащиеся ПТУ.

В 2001 году Владимира Чаботько вызвали в райисполком и предложили вакантную должность директора Станьковской школы-интерната. Деятельная натура и солидный педагогический опыт позволяли рассчитывать на успех и в новой сфере деятельности. Поэтому, после недолгих раздумий, Владимир Михайлович дал согласие.

Брать ответственность на себя, быть примером для других — своему жизненному кредо Владимир Чаботько не изменял. Особое внимание приходилось  уделять ребятам, оставшимся без родительской опеки. Социальное сиротство в то время являлось серьезной проблемой. Этим обездоленным детям при живых родителях государство обеспечивало необходимые условия, но хотелось для них сделать больше.

И  начинающий директор решил действовать. Для этого пришлось добиться встречи с большинством руководителей минских банков, чтобы убедить их в необходимости оказания спонсорской помощи. Вскоре на спецсчет стали поступать деньги, которые пошли на проведение ремонта. Через Департамент по гуманитарной деятельности удалось выйти на представительство американской  компании Philip Morris, которая согласилась оказать помощь в замене протекающей кровли на основных корпусах интерната.

Иностранные спонсоры посодействовали и в приобретении оборудования и станков для швейной мастерской, столярного цеха. Теперь учащиеся интерната, осваивая профессию, могли производить довольно качественную продукцию, которая реализовывалась через торговую сеть, а заработанные средства шли на счет учреждения образования. Интерьер спальных помещений все больше приобретал домашний уют, а казенная интернатовская одежда уступила место модным моделям. На выпускных юноши и девушки, получавшие аттестаты о среднем образовании, выглядели не хуже своих сверстников из других школ.

По словам Владимира Чаботько, за время его директорства в развитие учреждения образования было вложено около 500 тысяч спонсорских средств в иностранной валюте. По оснащенности интернат вышел в число лучших среди однопрофильных учебных заведений.

Под его руководством сформировалась дружная команда, способная грамотно решать все учебные и воспитательные задачи. Надежный тыл ему обеспечивали завучи Любовь Дяченко и Александр Врублевский. Серьезную поддержку оказывали шефы — Госпогранкомитет.

Когда казалось, что все наладилось, пришло неожиданное решение вышестоящих органов о расформировании школы-интерната. Тогда начали создаваться дома семейного типа — новая форма работы с детьми, оставшимися без опеки родителей. Эту новость тяжело переживали как дети, так и педагоги. Директор тянул до последнего. Но в 2012 году Станьковская школа-интернат с более чем полувековой историей прекратила свое существование.

А на базе прежнего интерната было открыто новое учреждение дополнительного образования — Дзержинский районный центр туризма и краеведения. Его и было предложено возглавить Владимиру Чаботько. Костяк нового коллектива составили бывшие педагоги интерната.

Главными задачами руководителя являлись  организация работы по краеведению и вовлечение подростков в туристскую деятельность.  

Недавно центр отметил свой первый юбилей. Несмотря на молодость, сегодня  он успешно занимается  реализацией учебных и воспитательных задач. И свое детище уверенно продолжает вести к намеченным целям Владимир Чаботько — опытный руководитель с многолетним стажем и неиссякаемым оптимизмом.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59