Меню

В прокуратуре рассказали об особенностях обращения с надзорной жалобой на судебные постановления по гражданским делам

Исходя из требований ст.24 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК Республики Беларусь) вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Обязательность судебных постановлений не лишает граждан права обжалования судебных постановлений в установленном процессуальным законодательством порядке, в том числе в порядке надзора.

Так, юридически заинтересованные в исходе дела лица, а также лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением, вправе подать надзорную жалобу определенным должностным лицам, имеющим право приносить протесты в порядке надзора:

1) Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) заместителям Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместителям Генерального прокурора — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

3) председателям областных, Минского городского судов, прокурорам областей, города Минска — на решения и определения районных (городских) судов и определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов по апелляционным (частным) жалобам и (или) апелляционным (частным) протестам.

В соответствии с требованиями ст.437 ГПК Республики Беларусь надзорная жалоба должна содержать:

1) наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется надзорная жалоба;

2) фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего надзорную жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их места жительства (места пребывания) или места нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебное постановление, которое обжалуется;

6) указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего надзорную жалобу.

Если судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, в надзорной жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось.

Если надзорная жалоба ранее подавалась в суд надзорной инстанции, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе.

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, подаваемой представителем, должны быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя на подачу надзорной жалобы.

К надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, за исключением случая, когда государственная пошлина уплачена посредством использования системы ЕРИП и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в надзорной жалобе либо сообщен иным способом при подаче жалобы.

В соответствии с требованиями п.п.1.1 и 1.4 ст.284 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь) рассмотрение органами прокуратуры надзорных жалоб на судебные постановления является объектом обложения государственной пошлиной.

Приложениями 13 и 17 к этому Кодексу предусмотрено, что надзорная жалоба оплачивается госпошлиной в размере 80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления.

Таким образом надзорные жалобы по наиболее распространённым требованиям, подлежат отплате государственной пошлиной в следующих размерах:

— по требованиям материального характера (например, о взыскании суммы) — 4% цены иска;

— по требованиям нематериального характера (например, о взыскании денежной компенсации морального вреда, о выселении) — в размере 2,4 базовых величин;

— по о спорам, связанным с заключением, изменением или расторжением договора, о признании договора незаключенным, о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделок — в размере 4 базовых величин.

Следует помнить, что государственная пошлина исчисляется за каждое оспариваемое требование отдельно.

Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст.287 НК Республики Беларусь при обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, жалобы, ходатайства и (или) иных документов на совершение таких действий. При этом пунктом 6 названной статьи определено, что документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, хранятся в органах, взимающих государственную пошлину, и при наличии заявлений, жалоб или других документов, по которым уплачена государственная пошлина, приобщаются к ним.

Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение надзорной жалобы должна быть уплачена до ее подачи, а подтверждающий уплату документ подлежит представлению при обращении с такой жалобой в органы прокуратуры.

Заместитель прокурора Минской области

старший советник юстиции А.Л. Белицкий

 

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59