— В республике завершился эксперимент по совершенствованию школьного питания, который проходил с 1 декабря 2022 года по 31 мая 2023 года, — отметил начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко. — Критерий отбора, по которому СШ № 1 г. Фаниполя попала в проект, большое количество учащихся, в значительной степени превышающее нормативную мощность.
Эксперимент был организован в четыре этапа:
– подготовительный;
– реализация пилотного проекта;
– совершенствование работы по внедрению пилотного проекта;
– анализ реализации пилотного проекта.
Необходимость модернизации системы школьного питания назрела давно. В первую очередь нужно было менять распорядок и меню: предложить детям блюда, которые им нравятся, а также приглашать их к столу, когда они действительно хотят кушать. Так, к примеру, опросы учащихся фанипольской школы показали, что ⅔ из них приходят на занятия сытыми и к завтраку не успевают проголодаться. Тарелки из-за этого у многих оставались нетронутыми. Поэтому первый прием пищи в школе решено было перенести на более позднее время.
— Один из бичей в системе школьного питания — большое количество отходов. В некоторых учреждениях образования показатель доходил до 70 процентов. Поэтому основная задача, которая ставилась — минимизировать их объем, — уточнил Н. Башко. — В результате эксперимента, в учреждениях, где он проводился, количество отходов значительно снизилось. Сегодня это от 6 до 12 %, что можно считать хорошим результатом.
С 1 сентября 2023 года на новые принципы организации питания перейдут 82,5% школ области. Оставшиеся включатся в систему поэтапно: с 1 января и с 1 апреля 2024 года.
– В 2022 году в Минской области в учреждениях образования был серьезно обновлен парк кухонного оборудования. Закуплено почти 150 пароконвектоматов. Повара обучаются на курсах повышения квалификации. Исходя из кадровой ситуации и оснащенности наших столовых, мы должны успешно решить все поставленные перед нами задачи, – резюмировал Н. Башко.
Опытным путем
СШ № 1 г. Фаниполя присоединилась к республиканскому эксперименту 19 декабря 2022 года.
Одно из новшеств заключалось в том, что учащихся первой смены стали приглашать к столу не ранее чем через 3-3,5 часа (сейчас допускается 2-2,5 часа) от начала работы учреждения и не позднее 1 часа до убытия из него.
— Почему именно 3 часа? Потому что позавтракать учащийся должен дома. А в школе его нужно покормить обедом. На момент проведения эксперимента у нас обучалось более 1660 ребят. Проектная мощность — 820. В первую смену нужно было накормить 950 детей за два часа. Для этого увеличили количество посадочных мест со 160 до 210, — рассказала директор учреждения образования Анна Холопица.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда и далее получать полдник, ужин.
В школе была проведена большая подготовительная работа. Для начала изучили вкусовые предпочтения детей и родителей, спросили их о качестве и культуре обслуживания. Провели ряд родительских собраний, разместили информацию о проекте в соцсетях и мессенджерах.
На основании анкетирования были разработаны новые блюда. Учитывать нужно было много факторов: предпочтения детей, санитарно-эпидемиологические требования, а также размер денежных норм. Далее — разработать технологические карты и согласовать их с Центром гигиены и эпидемиологии.
Что интересно, вкусовые предпочтения родителей и детей разошлись по многим позициям. Так, первые голосовали за салаты, крупы и рыбу. А дети хотели видеть в меню пиццу, пельмени, сосиски в тесте, оладьи и плов. Самыми непопулярными оказались квашеная капуста, кофейный напиток, маринованные огурцы и все салаты из свеклы. Их выбор составил не более 8 %.
— Мы считаем, что если блюдо выбрали свыше 80% детей, то его можно пробовать внедрять, — пояснила А. Холопица.
В начале проекта в школьное меню были включены восемь новых блюд. Но в процессе проведения эксперимента попробовали еще не менее 16.
Мониторинг в СШ № 1 за пять месяцев эксперимента не останавливался ни на один день. Для того чтобы понять, какое яство идет на «ура», а какое нет, приходилось ежедневно изучать отходы по каждому из них. Если блюдо съедалось на 90 %, то его оставляли в меню.
— К концу февраля у нас уже был сформирован единый рацион питания, причем не двухнедельный, а трехнедельный. То есть одно блюдо повторялось лишь раз в 3 недели, — уточнила Анна Владимировна.
Многие новинки детям действительно полюбились. Так, например, рыбу ребята обычно едят без особой охоты. Но фирменные «Золотая рыбка» и рыбные наггетсы стали хитами школьного рациона. Также среди фаворитов – филе из птицы в сыре «По-фанипольски», пицца «Дружба» (закрытая, с сыром, мясом, огурцом), салат «Горошинка» (похож на «Оливье», но с более сбалансированным составом), бабка картофельная со свининой, плов и треугольники с мясопродуктами (пельмени). Их кстати, на школу нужно приготовить целых 14 000 штук!
Рецепты, разработанные в СШ № 1 г. Фаниполя, вошли в «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» Министерства образования, где собраны фирменные школьные блюда со всей Беларуси. Сейчас в списке 329 рецептур. С 1 сентября эти технологические карты смогут использовать во всех учреждений общего среднего образования страны.
— Какие результаты анкетирования мы увидели в конце мая? Удовлетворены качеством организации питания 95% родителей и 92% учащихся. Качеством приготовления пищи – 96 % детей, – подытожила директор. – Я считаю, что мы справились, несмотря на те вопросы, которые были вначале. С тем, что учреждение переполнено и нужно было корректировать все графики питания. Вначале объем отходов составлял 27 %, к моменту окончания эксперимента — от 5,4 до 9,6%.
Также Анна Холопица поделилась мнением, что нужно для того, чтобы эксперимент получился. Во-первых, это хорошие кадры. В СШ № 1 г. Фаниполя на более чем полторы тысячи детей готовят всего четыре повара. Во-вторых, наличие технологического оборудования, обеспеченность посудой и столовыми приборами.