Меню

Внимание – селу. История КБО на Дзержинщине (часть 27)

Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения», Дзержинский РКБО к 1970 году создал довольно обширную сеть отделений в сельской местности. Вначале они располагались в приспособленных помещениях, но значимость таких объектов возрастала, поэтому для повышения эффективности и качества их работы было принято решение по строительству стационарных предприятий подобного типа.

Такой комплекс мероприятий был направлен на решение стратегической задачи по сближению жизненного уровня городского и сельского населения. Развивая сеть подобных учреждений, государство как бы предлагало своим гражданам своеобразную сделку: все бытовые хлопоты и часть домашней работы перекладывались на плечи специализированных учреждений и предприятий, а освобожденное от домашней суеты население получало возможность гармонично развиваться, активно участвуя в построении нового общества. Вот почему оказанию бытовых услуг на селе оказывалась всесторонняя помощь. Такие филиалы оснащались необходимым технологическим оборудованием и хорошо подготовленными кадрами, что позволяло экономить трудовые затраты и полнее использовать производственные мощности.

Расположенные в типовых финских домиках, они стали необходимым элементом инфраструктуры крупных населенных пунктов наряду с почтой, магазином и фельдшерско-акушерским пунктом

К середине 1970 года комбинат был готов к переводу своих сельских отделений на более высокий уровень работы. Поэтому вскоре все они были реорганизованы в комплексно-приемные пункты (КПП). Этот процесс затронул Фаниполь, Станьково, ПРБ, Путчино, Юцки, Дворище, Боровое, Зубревичи, Скирмантово, Томковичи, Заболотье, Старинки. Дополнительно КПП организованы в деревнях Веселый Угол и Гричино, а мастерская в г. п. Негорелое переименована в ателье 2-го разряда с организацией там бригадного метода изготовления изделий. Соответственно была проведена техучеба и переаттестация всех работников.

Внедрение современных технологий на комплексно-приемных пунктах позволило предоставлять сельским жителям такие бытовые услуги, как ремонт трикотажа, обуви, индпошив, прокат, парикмахерские и фотоуслуги. Если требовалось выполнение более сложных заказов, то они доставлялись специальным транспортом на головное предприятие и по готовности привозились обратно к назначенному сроку.

Парикмахеры и фотографы выезжали на село по строго установленному графику. Для них все комплексно-приемные пункты оборудовали специальные рабочие места

Коллектив фотоателье перед выездом на село

Отдельное помещение, например, было основным требованием для работы фотомастера, потому что для получения качественных снимков специалист брал с собой в дорогу осветительные приборы, различные интерьерные и фоновые шторы, а главное – крупноформатную пластиночную складную камеру семейства «ФК». В сложенном состоянии ее размер составлял 130х240х280 мм, в рабочем, разложенном – 350х240х280 мм.

Перед съемкой фотограф накрывался с головой темным покрывалом и, плавно перемещая заднюю часть фотоаппарата вперед-назад и приговаривая «Внимание, смотрим на меня, выше подбородок, улыбаемся…», добивался нужного положения и резкости в кадре. Затвора у аппарата не было, а съемка производилась ручным снятием-закрытием колпачка объектива. Это была точно выверенная процедура, подвластная только опытному мастеру. На один кадр обычно уходило до 5–10 минут. Зато качество снимков всегда получалось отменное, учитывая, что в фотоателье комбината работали настоящие профессионалы.

В этот коллектив в марте 1968 года, окончив Минское профессионально-техническое училище, была принята Галина Николаевна Асанович (Высоцкая). Добросовестная и исполнительная, с хорошими творческими задатками она уже через несколько лет добилась высоких результатов в работе. Ее мастерство и новаторский подход к делу неоднократно поощрялись Почетными грамотами, денежными премиями и ценными подарками. Среди наград мастера почетное место также занимали знак «Победитель социалистического соревнования», звание «Ударник коммунистического труда», вымпелы «Лучший по профессии». В 1986 году Галина Николаевна была занесена на Доску почета Дзержинского комбината бытового обслуживания. За 20 лет работы на комбинате она завоевала авторитет и признание не только среди коллег, но и жителей города и района.

Из воспоминаний Галины Асанович

«В марте 1968 года я приехала в город Дзержинск по направлению. На рабочем месте меня встретили Иохель Семенович Ганелес, Ефим Захарович Сироткин и Зенон Ипполитович Ковалевский. Эти люди стали моими первыми учителями. Они щедро делились своим опытом и, что очень важно, подсказывали, как разговаривать с клиентами. Я очень волновалась, ведь все привыкли видеть в качестве фотографа мужчину, а тут тоненькая худенькая девушка! Приходили фотографироваться даже из любопытства. Иногда спрашивали у коллег-мужчин: «Справится она с работой?»

Мастерство и умение пришли с годами. Я с удовольствием делала всю работу, которая требовалась в фотографии: снимала, ретушировала негативы, сушила снимки, обрезала их и снова ретушировала. Проявлял пленки у нас в основном Ефим Захарович Сироткин. Он был в нашем коллективе лаборантом. Я была павильонным фотографом. На вызовы выезжал Иохель Семенович Ганелес или Зенон Ипполитович Ковалевский. Затем к нам пришел Бронислав Бушило, он тоже ходил по вызовам. Работа была интересная, и она мне очень нравилась.

Работа с людьми требовала индивидуального подхода к каждому клиенту. Ведь все хотели получить удачный снимок, а для этого нужно было подыскать момент и выбрать нужный ракурс. Вот и приходилось стараться, чтобы удовлетворить самые требовательные запросы. Даже к документальному фото были такие требования, не говоря уже о художественном снимке. Коллектив прилагал все усилия, чтобы наши посетители уходили довольными. От этого зависел план, и мы его всегда выполняли и перевыполняли.

«Особенно оживленно и многолюдно у нас было по субботам и воскресеньям. Тогда собирались семьями, чтобы сделать общее фото. Все приходили нарядными – для них это был настоящий праздник. Много снималось малышей. Обязательное фото – первоклассники с букетом осенних цветов. Это был целый ритуал»

В начале 1970-х годов начали делать цветное фото. Этим занимался, в основном, Иохель Семенович Ганалес. Нам даже дали разрешение на цветную съемку с выездом в другие районы.

В это время наш коллектив начали пополнять молодые специалисты. Надо было обновлять кадры, ведь наши ветераны были уже пенсионерами. К нам пришли Нина Лазаревич, Алла Чуевская, Зоя Мирон, Ира Лапковская, и я уже была не единственной женщиной-фотографом. Позже к нам пришли на работу Анатолий Новицкий, Петр Кравчук, Виктор Метлицкий, Алик Сушкевич, Виктор Пархоменко. Были фотографы приходящие и быстро уходящие, но это был их выбор.

За работой пролетели дни и годы. В 1988 году я уволилась.

«Работу в фотографии вспоминаю с ностальгией. Это были самые лучшие годы моей молодости»

Сейчас я на пенсии и верю, что во многих семейных альбомах хранятся фотоснимки, сделанные мною и нашим дружным коллективом».

(Продолжение следует)

По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59