Внимание – селу. История КБО на Дзержинщине (часть 27)
Выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения», Дзержинский РКБО к 1970 году создал довольно обширную сеть отделений в сельской местности. Вначале они располагались в приспособленных помещениях, но значимость таких объектов возрастала, поэтому для повышения эффективности и качества их работы было принято решение по строительству стационарных предприятий подобного типа.
Такой комплекс мероприятий был направлен на решение стратегической задачи по сближению жизненного уровня городского и сельского населения. Развивая сеть подобных учреждений, государство как бы предлагало своим гражданам своеобразную сделку: все бытовые хлопоты и часть домашней работы перекладывались на плечи специализированных учреждений и предприятий, а освобожденное от домашней суеты население получало возможность гармонично развиваться, активно участвуя в построении нового общества. Вот почему оказанию бытовых услуг на селе оказывалась всесторонняя помощь. Такие филиалы оснащались необходимым технологическим оборудованием и хорошо подготовленными кадрами, что позволяло экономить трудовые затраты и полнее использовать производственные мощности.
Расположенные в типовых финских домиках, они стали необходимым элементом инфраструктуры крупных населенных пунктов наряду с почтой, магазином и фельдшерско-акушерским пунктом
К середине 1970 года комбинат был готов к переводу своих сельских отделений на более высокий уровень работы. Поэтому вскоре все они были реорганизованы в комплексно-приемные пункты (КПП). Этот процесс затронул Фаниполь, Станьково, ПРБ, Путчино, Юцки, Дворище, Боровое, Зубревичи, Скирмантово, Томковичи, Заболотье, Старинки. Дополнительно КПП организованы в деревнях Веселый Угол и Гричино, а мастерская в г. п. Негорелое переименована в ателье 2-го разряда с организацией там бригадного метода изготовления изделий. Соответственно была проведена техучеба и переаттестация всех работников.
Внедрение современных технологий на комплексно-приемных пунктах позволило предоставлять сельским жителям такие бытовые услуги, как ремонт трикотажа, обуви, индпошив, прокат, парикмахерские и фотоуслуги. Если требовалось выполнение более сложных заказов, то они доставлялись специальным транспортом на головное предприятие и по готовности привозились обратно к назначенному сроку.
Парикмахеры и фотографы выезжали на село по строго установленному графику. Для них все комплексно-приемные пункты оборудовали специальные рабочие места
Отдельное помещение, например, было основным требованием для работы фотомастера, потому что для получения качественных снимков специалист брал с собой в дорогу осветительные приборы, различные интерьерные и фоновые шторы, а главное – крупноформатную пластиночную складную камеру семейства «ФК». В сложенном состоянии ее размер составлял 130х240х280 мм, в рабочем, разложенном – 350х240х280 мм.
Перед съемкой фотограф накрывался с головой темным покрывалом и, плавно перемещая заднюю часть фотоаппарата вперед-назад и приговаривая «Внимание, смотрим на меня, выше подбородок, улыбаемся…», добивался нужного положения и резкости в кадре. Затвора у аппарата не было, а съемка производилась ручным снятием-закрытием колпачка объектива. Это была точно выверенная процедура, подвластная только опытному мастеру. На один кадр обычно уходило до 5–10 минут. Зато качество снимков всегда получалось отменное, учитывая, что в фотоателье комбината работали настоящие профессионалы.
В этот коллектив в марте 1968 года, окончив Минское профессионально-техническое училище, была принята Галина Николаевна Асанович (Высоцкая). Добросовестная и исполнительная, с хорошими творческими задатками она уже через несколько лет добилась высоких результатов в работе. Ее мастерство и новаторский подход к делу неоднократно поощрялись Почетными грамотами, денежными премиями и ценными подарками. Среди наград мастера почетное место также занимали знак «Победитель социалистического соревнования», звание «Ударник коммунистического труда», вымпелы «Лучший по профессии». В 1986 году Галина Николаевна была занесена на Доску почета Дзержинского комбината бытового обслуживания. За 20 лет работы на комбинате она завоевала авторитет и признание не только среди коллег, но и жителей города и района.
Из воспоминаний Галины Асанович
«В марте 1968 года я приехала в город Дзержинск по направлению. На рабочем месте меня встретили Иохель Семенович Ганелес, Ефим Захарович Сироткин и Зенон Ипполитович Ковалевский. Эти люди стали моими первыми учителями. Они щедро делились своим опытом и, что очень важно, подсказывали, как разговаривать с клиентами. Я очень волновалась, ведь все привыкли видеть в качестве фотографа мужчину, а тут тоненькая худенькая девушка! Приходили фотографироваться даже из любопытства. Иногда спрашивали у коллег-мужчин: «Справится она с работой?»
Мастерство и умение пришли с годами. Я с удовольствием делала всю работу, которая требовалась в фотографии: снимала, ретушировала негативы, сушила снимки, обрезала их и снова ретушировала. Проявлял пленки у нас в основном Ефим Захарович Сироткин. Он был в нашем коллективе лаборантом. Я была павильонным фотографом. На вызовы выезжал Иохель Семенович Ганелес или Зенон Ипполитович Ковалевский. Затем к нам пришел Бронислав Бушило, он тоже ходил по вызовам. Работа была интересная, и она мне очень нравилась.
Работа с людьми требовала индивидуального подхода к каждому клиенту. Ведь все хотели получить удачный снимок, а для этого нужно было подыскать момент и выбрать нужный ракурс. Вот и приходилось стараться, чтобы удовлетворить самые требовательные запросы. Даже к документальному фото были такие требования, не говоря уже о художественном снимке. Коллектив прилагал все усилия, чтобы наши посетители уходили довольными. От этого зависел план, и мы его всегда выполняли и перевыполняли.
«Особенно оживленно и многолюдно у нас было по субботам и воскресеньям. Тогда собирались семьями, чтобы сделать общее фото. Все приходили нарядными – для них это был настоящий праздник. Много снималось малышей. Обязательное фото – первоклассники с букетом осенних цветов. Это был целый ритуал»
В начале 1970-х годов начали делать цветное фото. Этим занимался, в основном, Иохель Семенович Ганалес. Нам даже дали разрешение на цветную съемку с выездом в другие районы.
В это время наш коллектив начали пополнять молодые специалисты. Надо было обновлять кадры, ведь наши ветераны были уже пенсионерами. К нам пришли Нина Лазаревич, Алла Чуевская, Зоя Мирон, Ира Лапковская, и я уже была не единственной женщиной-фотографом. Позже к нам пришли на работу Анатолий Новицкий, Петр Кравчук, Виктор Метлицкий, Алик Сушкевич, Виктор Пархоменко. Были фотографы приходящие и быстро уходящие, но это был их выбор.
За работой пролетели дни и годы. В 1988 году я уволилась.
«Работу в фотографии вспоминаю с ностальгией. Это были самые лучшие годы моей молодости»
Сейчас я на пенсии и верю, что во многих семейных альбомах хранятся фотоснимки, сделанные мною и нашим дружным коллективом».
(Продолжение следует)
По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ