Меню

«Дзержинщина партизанская». Ч. 18. Переломный этап 

Вторая половина 1942 года выдалась исключительно напряженной как для бойцов Красной армии, так и для партизан в тылу врага. Спешно перегруппировавшись, войска вермахта направили основной удар на Сталинград и Кавказ. Понимая всю значимость исхода этой великой битвы для судьбы страны, народные мстители значительно активизировали свои действия, стараясь максимально помочь фронту.

Когда началась героическая оборона Сталинграда, Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) предложил партизанам Беларуси усилить диверсионную деятельность на железнодорожных магистралях, по которым осуществлялась переброска дополнительных резервов из Германии в восточном направлении. И народные мстители конкретными делами ответили на этот призыв командования. Не имея еще достаточного опыта для проведения таких операций, они тем не менее смогли к концу 1942 года пустить под откос 1180 вражеских эшелонов, уничтожить 311 паровозов, 7800 вагонов и платформ с живой силой и техникой.

Партизаны минируют железнодорожное полотно

Слаженные действия специально созданных групп подрывников на основных коммуникациях не давали покоя немецко-фашистским захватчикам: постоянно срывались графики переброски стратегически важных грузов, что было важно для фронтовых подразделений Красной армии.

Партизаны устраивали многочисленные засады на шоссейных и грунтовых дорогах, выводили из строя линии связи противника, что вносило разлад и хаос, мешало осуществлению административных, военно-политических и экономических мероприятий оккупантов.

Даже известный немецкий военачальник Гейнц Гудериан признавался: «…По мере того как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились все более упорными, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат»

Немецкое командование вынуждено было выделять значительные силы на борьбу с партизанами. Только в мае – ноябре 1942 года фашисты осуществили около 40 крупных карательных операций, которые отличались исключительной жестокостью. После неудачных попыток расправиться с народными мстителями каратели нередко вымещали злобу на мирных жителях. В результате гибли тысячи беззащитных стариков, женщин и детей, горели дома и целые деревни.

В середине августа 1942 года большой отряд, состоявший в основном из литовских полицаев, был брошен на уничтожение партизан, находившихся в Налибокской пуще. Далеко углубляться в труднодоступные места они не решились, поэтому ограничились тем, что блокировали выходы из леса на основных участках. Началась затяжная блокада, которая сопровождалась массированными обстрелами из артиллерийских орудий и танков. Так каратели пытались расчленить главные силы державших оборону партизан, чтобы прижать их к болоту, окружить и окончательно уничтожить.

Блокада Налибокской пущи

Однако они недооценили партизанский опыт и умение выходить из самых сложных ситуаций. Хитростью заманив в лес литовцев и используя тактику засад, народные мстители уничтожили основные силы врага. Блокада была снята. Каратели, бросив технику и орудия, спешно отступили. В этих боях не обошлось без потерь. Недалеко от деревни Печищи группа партизан нарвалась на засаду противника. Поднимая бойцов в атаку, погиб комиссар отряда Иван Алексеевич Жуковец. После войны его останки были перезахоронены на братском кладбище в поселке Ивенец.

После блокады партизаны отряда имени Сталина возвратились в Дзержинский район, где к этому времени сложилась не менее тревожная обстановка

В результате предательства начались повальные аресты членов Минского подполья. Дзержинский антифашистский комитет «Смерть фашизму» поддерживал тесные связи со столичными патриотами, поэтому также попал в поле зрения сыскных служб абвера и полевой жандармерии. Гестаповцы схватили Павла Хмелевского, его отца Никиту Ничипоровича Хмелевского, жену Геннадия Будая – комсомолку-подпольщицу Нину Котяшову. Патриоты даже под пытками не выдали своих товарищей. В начале ноября 1942 года Павел Хмелевский совершил отчаянный побег из минской тюрьмы, а его отец и Нина Фоминична Котяшова были замучены в застенках гестапо.

Чтобы избежать дальнейших арестов, члены комитета «Смерть фашизму» приняли решение о временной приостановке своей деятельности. В Дзержинске для связи осталось только несколько подпольщиков. Остальные, те, кто мог держать оружие, пополнили ряды отряда имени Сталина. Тогда же возникла идея переправить в отряд жителя Новой Рудицы Семена Фомича Юховича (дядю Клима). Для конспирации он работал на молокосборном пункте, а в действительности являлся одним из активнейших членов комитета «Смерть фашизму».

У Семена Юховича была семья: жена и пятеро детей. Чтобы фашисты не заподозрили патриота в помощи подпольщикам и не схватили его родных, решено было разыграть инсценировку

Через три дня в деревню Новая Рудица ворвалась конная разведка партизан и окружила дом, где в это время Семен Фомич принимал молоко от населения. Испуганные люди спешно покинули молокопункт. Вскоре оттуда послышались шум, угрозы, плач жены Юховича. Собравшиеся односельчане стали уговаривать партизан пощадить Семена Фомича, но те не обращали внимания на эти просьбы. Разведчики вытащили связанного молокосборщика из дома, предварительно облив его рубашку красной краской, чтобы все выглядело правдоподобно, погрузили на коня. Объявили крестьянам, что Юхович, как предатель и изменник Родины, заслуживает смертной казни и ускакали в лес.

В отряде отважного подпольщика зачислили в разведгруппу, где он проявил свои самые лучшие качества. С его участием были проведены смелые операции по уничтожению бургомистра в Дзержинске и начальника полиции в Налибоках. В бою Семен Фомич всегда находился на переднем крае, а природная смекалка, ловкость и отвага помогали ему выходить невредимым из самого опасного положения.

Затем случилось непоправимое. Елена, жена дяди Клима, случайно проговорилась своей сестре о том, что произошло на самом деле, а та сообщила обо всем своему мужу-полицаю

Через несколько дней дом Юховичей в Новой Рудице окружил полицейский отряд. Елену схватили и долго издевались над ней, пытаясь узнать, где находится дядя Клим. Но она молчала. Разъяренные каратели расстреляли мужественную женщину. Детей, игравших за домом, соседи успели спрятать, и они избежали расправы. Позже их переправили в партизанский отряд.

Узнав о трагедии, Семен Юхович сильно переживал, замкнулся в себе. Когда он объявил о решении отомстить за любимого человека, командование отряда пошло ему навстречу, выделив группу надежных партизан. Буквально за несколько месяцев дядя Клим собрал крупное подразделение и вооружил его. Пополнение брал из деревень, где он работал и где его хорошо знали. По его просьбе отряд назвали именем Сергея Рыжака. Простой крестьянин, он стал талантливым командиром партизанского отряда. Под его командованием народные мстители провели немало боевых операций.

За голову Семена Фомича оккупационные власти назначили награду – 10 000 рейхсмарок, но дядя Клим был неуловим

Однажды, возвращаясь после удачной операции, отряд имени Сергея Рыжака проходил недалеко от деревни Новая Рудица. Семен Фомич вместе с адъютантом оторвался от основной группы, чтобы заглянуть в родной дом и навестить могилу жены. К несчастью, неподалеку находился конный отряд немцев и полиции. Узнав о партизанах, они быстро окружили дом Юховича. Завязался бой, однако силы были неравны. Услышав выстрелы, отряд имени Рыжака быстро развернулся и поспешил на помощь своему командиру. Но было поздно. На дворе возле дома партизаны обнаружили тела Семена Юховича и его боевого товарища. Их похоронили в братской могиле на гражданском кладбище деревни Лучицы.

Место захоронения Семена Фомича Юховича в Лучицах

В ноябре 1942 года, на основании приказа по Особому соединению партизанских отрядов, отряд имени Сталина был развернут в бригаду имени Сталина в составе отрядов имени Дзержинского, имени Суворова и «Большевик». Бригада действовала в Дзержинском и Минском районах Минской области, а также Ивенецком, Столбцовском и Воложинском районах Барановичской области. Соединилась с частями Красной Армии 5 июля 1944 года в составе пяти отрядов общей численностью 1160 партизан.

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59