«Не приучить пить, а научить». Хозяин частной коллекции элитного алкоголя – о проекте и культуре пития (продолжение)
Культура пития имеет древнюю историю. Многие страны уже давно стали законодателями мод в этом деле. Но, как и в моде, интеллигентного человека в первую очередь здесь отличает хороший вкус. А еще — умеренность и чувство такта. Эта идея стоит у истоков создания музея крепких алкогольных элитных напитков («КАЭН»), который открыл на базе своей агроусадьбы в деревне Старинки Анатолий Урбанович.
На музейных полках царит настоящее изобилие. Среди свыше 400 экспонатов уникальной коллекции самые популярные – виски (более 200 экземпляров) и коньяк (121 экземпляр). Есть как довольно распространенные наименования, так и менее известные для широкой публики. Их поочередно, сопровождая рассказ увлекательными легендами и фактами, представляет посетителям хозяин.
Напиток из La Douce France
— Коньяк, или, если быть более точным, Cognac — это исключительно французское достояние, — рассказывает Анатолий Евгеньевич. — Он может производиться только во французском регионе Cognac, откуда, собственно, этот напиток родом. Там в XVII веке виноградный спирт впервые подвергся двойной дистилляции. Название Cognac — контролируемое по происхождению. Если вы встречаете продукцию, маркированную таким образом, можно не сомневаться: она родом из Франции.
Коньяк — винодельческий регион Франции, раскинувшийся на берегу реки Шаранты. Его границы были официально закреплены в 1909 году.
Конечно, коньяк сегодня делают и в других странах. Но если производитель хочет экспортировать свою продукцию и маркировать ее на французский манер, на упаковке должно быть указано, что это все-таки бренди. Таково, между прочим, требование французов, которые делают коньяк по особой технологии из конкретного вида винограда, выращиваемого на определенной территории.
— Существует известная французская поговорка: «Каждый коньяк, без сомнения, бренди, но далеко не каждый бренди – коньяк», — продолжает хранитель музея. — Чтобы вы понимали: бренди – это общее название крепких алкогольных напитков, которые производят путем двойной дистилляции перебродившего виноградного сока. Так что это слово означает скорее не вид конкретного напитка, а технологию его производства. И если вы не хотите прослыть невеждой, данные понятия нужно уметь разграничивать.
По словам хранителя музея, самая распространенная ошибка – согревание коньяка в ладонях. Любой житель французского города Коньяк будет в шоке от такого святотатства. При нагревании спирт и другие летучие вещества быстро испаряются, из-за чего вы чувствуете спиртовой дух, а не букет напитка.
Наверное, не меньше чем о французских, наслышаны обыватели об армянских крепких напитках. И в первую очередь, о продукции ереванского коньячного завода ARARAT.
— К слову, с ним связана одна забавная история. Сегодня в Ереване есть два крупных коньячных завода – «Арарат» и «Ной». Раньше это было одно большое предприятие, стоявшее на двух берегах реки, связанных мостом. После развала Советского Союза и последовавшей за этим приватизации на их месте возникли два завода-конкурента. Один – в составе французской компании Pernod Ricard, второй – в составе армянской.
Гордость коньячных полок Анатолия Евгеньевича –Delamain, Frapin, A.E.Dor.
Старший брат коньяка
А вы что-нибудь слышали о таком напитке, как арманьяк? Анатолий Урбанович улыбается: «Обычно это название ошибочно расшифровывают, как «армянский коньяк». На самом же деле, это крепкий спиртной напиток, опять-таки, пришедший к нам из Франции.
— Название ему дала область Арманьяк на юге Франции. Он на 150 лет старше коньяка и на 100 лет – виски, — рассказывает экскурсовод. – Когда-то в каждой состоятельной французской семье стояла бутылка арманьяка – его использовали в качестве антибиотика. Поскольку напиток выдерживался в бочках из черного гасконского дуба, считалось, что он приобретал антибактериальные свойства. Арманьяк – элитное, благородное и строго гостированное спиртное. На эту тему есть еще одна хорошая пословица: «Французы подарили миру коньяк, а арманьяк оставили для себя».
Каждый крепкий алкогольный напиток имеет свое время выдержки. Эта характеристика указывается на этикетке особыми символами. Чаще всего это:
VS – по стандарту — два года, но на практике – 4-7 лет
VSOP – по стандарту – 4 года, на практике – 6-12 лет
Napoleon – по стандарту – 5 лет, на практике – 10-20
XO – по стандарту – 10 лет, на практике – 25-40.
Естественно, чем дольше время выдержки напитка, тем богаче и насыщеннее его вкус. Кстати, коньяк выдерживается исключительно в дубовых бочках.
Национальная гордость. Но чья?
Виски – довольно широко представленный напиток в коллекции Анатолия Урбановича. Его получают из различных видов зерна путем соложения, перегонки и продолжительного выдерживания в бочках. Право называться родиной виски традиционно оспаривают друг у друга Ирландия и Шотландия.
— Самым популярный и продаваемый виски в мире – более 6 млн бутылок в год – это Jack Daniels, — продолжает рассказ владелец коллекционного спиртного. – Еще один известный напиток — Jim Beam. Надо отметить, что это разновидность классического виски — бурбон. Он изготавливается преимущественно из кукурузы с добавлением небольшого количества других злаков: ржи, пшеницы, ячменя.
Лидером рынка виски сегодня является триумвират — Шотландия, Ирландия и Соединенные Штаты. В последние годы уверенно вышел на лидирующие позиции и японский производитель. Да так успешно, что конкурирует за третье место с американцами.
Кстати, шотландская компания Douglas Laing выпускает лимитированную серию виски под названием Big Peat’s World Tour. Среди напитков есть и виски, посвященный синеокой: «The Belarus Edition №2».
Визитная карточка Бразилии
— Раньше я думал, что ром – для пиратов, а арманьяк и коньяк – для аристократов, — вновь шутит Анатолий Евгеньевич. – Оказалось, ошибался. Это достаточно популярный напиток с богатой историей. Считается, что родина рома – группа Малых Антильских островов Карибского моря.
Одна из разновидностей этого напитка – бразильская кашаса. У Анатолия Урбановича, как истинного ценителя элитных сортов алкоголя, есть и такой образец в коллекции. Бразилия, крупнейший производитель сахара в мире, сделала ставку на уникальный спиртной напиток, который получают из сахарного тростника.
— Работа с этим растением была очень изнурительной. Африканские рабы и покоренные индейцы под палящим солнцем валили неподатливые стебли. А нестерпимую жажду догадались утолять забродившим на жаре тростниковым соком. Некоторое время спустя плантаторы научились перегонять эту брагу и использовали ее, как валюту для расчета с работниками. Вскоре по достоинству оценило напиток и свободное коренное население Бразилии. Так родилась современная кашаса.
К слову сказать, занимающая весомое место в мировых объемах производства.
— Каждый новый экспонат представляет для меня особую ценность. Надеюсь, экскурсия по музею поможет кому-то расширить свои знания о культуре пития – разумном подходе к выбору напитка и организации самого процесса.