Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 1
Соседей не выбирают. Эта истина приобретает особую актуальность, когда встает вопрос о межнациональных отношениях. Беларусь родилась и формировалась в центральной части Европы, поэтому географически стала своеобразным буфером между западом и востоком. Это положение во многом и предопределило сложный многовековой путь белорусов, на протяжении которого им приходилось отстаивать свою цивилизационную идентичность и социокультурную самобытность.
На одном из совещаний, посвященном проблемам внутренней и внешней политики, белорусский лидер Александр Лукашенко справедливо отметил, что «соседей не выбирают, они от Бога», подразумевая, в первую очередь, Польшу, с которой наша страна имеет общую границу. Отгородившись по внешнему контуру высоким забором, польская сторона в последнее время стала демонстративно нагнетать обстановку в отношениях с Беларусью. В ответ на такие провокации наша страна продолжает стоять на позициях добрососедства и мира. «И с поляками надо разговаривать, – уверен Александр Лукашенко. – Если они хотят, то давайте разговаривать, налаживать отношения». Но пока эскалация напряженности нарастает, и движения навстречу такой взвешенной мирной инициативе польская государственная элита не проявляет.
С Польшей наша страна граничит на протяжении многих веков, и за это время подобного рода неуравновешенное поведение нашей западной соседки наблюдалось неоднократно
Собственную государственность Польша создала довольно рано. Этот процесс завершился еще в XI веке, когда Болеслав I Храбрый из династии Пястов был коронован на престол Королевства Польского. На первом этапе это новое государственное образование в центре Европы ничем примечательным не выделялось, пока в ее обществе не начала формироваться особая каста – шляхта. Именно они в свое время приложили руку, чтобы доказать уникальность своей родословной.
В XV-XVII столетиях, когда происходил завершающий этап формирования европейских народов, в Старом Свете возродился интерес к античной литературе. В древних книгах мыслители раннего Нового времени вели поиски истоков своих государств и наций. Романские страны узрели свои корни в Римской империи, немцы – в древнегерманских племенах, на далеком Востоке нашли своих предков и поляки. Ими стал воинственный народ сарматов. Вот почему в следующие несколько столетий идея сарматизма была господствующей среди польской аристократии, превратившись из модного романтизированного увлечения в консервативный политический идеал – Шляхетскую Республику, считавшуюся страной, доступной только для избранных.
Отголоском идеологии сарматизма стал так называемый «польский мессианизм», согласно которому поляки в силу своего происхождения должны играть особую роль в судьбах мира, а их государство призвано стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».Подчеркивая такую уникальность польской нации, сарматский миф стал важной идеологической базой для Польши, выступая в роли неофициальной национальной идеи.
Сарматскую спесь и высокомерие поляков в полной мере довелось ощутить на себе населению другого мощного государственного объединения Средневековья – Великого княжества Литовского
Несмотря на то что научно (а не мифологически) доказано, что белорусская нация успешно прошла все стадии этногенеза и вышла на довольно высокий уровень развития, поляки с их сарматской идеологией еще долгое время рассматривали соседний народ с точки зрения своих имперских замашек. Но до определенного времени, пока не соприкасались их интересы, восточные соседи Королевства Польского продолжали жить своим умом, укрепляя собственную государственность, успешно развивая сельскохозяйственное производство, ремесла, торговлю и создавая региональные рынки вокруг городов и местечек. На этом же этапе в белорусско-литовском обществе произошло формирование различных категорий населения – сословий шляхетства, духовенства, крепостных крестьян, мещан, что способствовало развитию более широких связей внутри страны.
Важную роль в духовном единении народа, проживавшего на белорусских землях, сыграло принятие православия, а также формирование своего собственного языкового диалекта, ставшего главным средством межличностного общения. Вот почему без тени сомнения можно считать, что белорусы того времени представляли собой наиболее организованную и развитую в экономическом и культурном отношении часть славяно-православной цивилизации и до настоящего времени продолжают удерживать этот высокий уровень.
Однако условия для полноценного развития белорусской нации не всегда складывались благоприятно. И главным сдерживающим фактором, не позволившим в полной мере раскрыться всем лучшим качествам белорусского народа, стали не совсем дружелюбные и не всегда равноправные отношения с западным соседом – Королевством Польским. Вначале между этим средневековым государственным образованием и Великим княжеством Литовским не возникало серьезных противоречий. Ситуация изменилась, когда Ягайло, прямой потомок великого князя литовского Ольгерда, принял условия польской стороны и добился согласия на брак с польской принцессой Ядвигой.
В обмен на польскую корону Ягайло предписывалось «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской»
Этот брак не принес счастья молодоженам, но с того времени началась торговля интересами Великого княжества Литовского. Уже 14 августа 1385 года польский король, имевший литовско-белорусские корни, заключил Кревскую унию, которая определила дальнейший путь развития значительной части восточноевропейских земель на сотни лет вперед.
Одним из главных мотивов, побудивших правящие верхи литвинов заключить подобного рода союз, было осознание необходимости объединить силы двух соседних государств для отражения агрессии общего врага – Тевтонского и Ливонского орденов. Конечно, в плане борьбы с внешней угрозой такое военно-политическое объединение сыграло положительную роль, но затем все рельефнее стали проявляться негативные последствия созданного союза. В частности, началось ничем не оправданное насильственное окатоличивание белорусско-литовского населения. И в последующие годы, чтобы удержать в своих цепких руках восточного соседа, польская верхушка буквально опутала Великое княжество Литовское подобными договорами, не упуская при этом своей выгоды. Вот почему Кревская уния превратилась в средство не прекращавшегося долгие годы социально-политического и культурного давления на ВКЛ со стороны магнатско-шляхетской Польши, которой принадлежала главенствующая роль в созданном союзе.
И если первые унии носили персональный характер, то Люблинская уния 1569 года уже приобрела значение общегосударственной. Ее итогом стало образование Речи Посполитой, где опять же главенствующую роль захватила польская элита. Как следствие, началось ополячивание белорусской шляхты через присоединение ее к польским «золотым шляхетским вольностям». Многие магнаты переходили в католическую веру, так как это открывало им путь к занятию высших государственных постов. Их примеру последовала и значительная часть шляхты. Через католицизм она стала приобщаться к польской культуре и языку.
Так в многонациональной Речи Посполитой стала формироваться новая сословно-политическая общность людей – «польский народ шляхетский»
Эта общность состояла преимущественно из шляхты, объединенной едиными правами и привилегиями, а также единой католической религией и польским языком. В 1696 году польский язык был объявлен государственным языком и в Великом княжестве Литовском. Так произошла культурно-духовная деформация белорусско-литовского общества. И уже без тени смущения польские магнаты стали превращать территорию сопредельного государства в своего вассала, используя ее как источник для собственного обогащения и эксплуатации местного населения.
Подобная политика не могла не обеспокоить патриотически настроенную часть белорусско-литовского общества, которая стала поддерживать антилюблинские настроения. Среди них было немало сторонников разрыва союза с Польшей, а политики повели решительную борьбу за независимость ВКЛ в рамках союзного договора. Важным шагом в этом направлении стало создание собственной высшей судебной инстанции – Трибунала, а также принятие в 1588 году своего свода законов – Статута Великого княжества Литовского. Так, оказавшись в крайне неблагоприятных для развития условиях, белорусы, тем не менее, сумели сохранить свои идеалы и ценности, свой специфический образ жизни, которые стали основой для формирования национального характера и самобытности белорусского народа.
(Продолжение следует)
Виктор УРАНОВ, Виктор ПОЛТЕВ