Меню

Койдановские евреи. Ч. 36. В поисках национальной идеи

С развитием капиталистических отношений в Европе возникло мощное идеологическое движение, получившее название эпоха Просвещения. Ведущие мыслители того времени полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. Для евреев, накопивших солидный образовательный потенциал, появилась реальная возможность заявить о себе, как о нации. Следствием всего этого стало появление концепции еврейской государственности, получившей название сионизм.

Сам термин возник от названия иерусалимской горы Сион – символа утраченной родины для всего еврейского народа, оказавшегося разбросанным по всему миру. Впервые он был введен в обиход в 1890 году писателем и философом Н. Бирнбаумом. Но широкую известность он получил позже, в 1897 году, после проведения Первого сионистского конгресса. Его организатором и вдохновителем стал журналист и писатель Теодор Герцль. С 1890 года он работал в Париже в качестве корреспондента либеральной австрийской газеты Neue Freie Presse и оказался в гуще многих политических событий, которые развивались на фоне распространения антисемитизма.

Например, в России, после убийства народовольцами царя Александра II 1 марта 1881 года по стране прокатилась волна еврейских погромов. В 1891–1892 годах власти организовали массовое изгнание евреев из Москвы и других крупных городов империи

За период с 1882 по 1889 год в различных городах Германии было проведено четыре международных антисемитских конгресса. На первом из них, в Дрездене в 1882 году, где присутствовало до 300 делегатов и гостей, был обнародован манифест с призывом к правительствам и народам христианских стран «объединиться для борьбы с еврейской опасностью». Одним из центров «борьбы с еврейским засильем» стала и Франция.

Рост антисемитских тенденций во Франции заставил Герцля углубиться в суть еврейской проблемы и задуматься о способах ее решения. Уже в 1895 году он в корне меняет свои прежние установки европейского космополита‑интеллектуала и из поборника ассимиляции евреев становится идеологом «нового исхода». В феврале 1896 года Герцль издал книгу «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Она стала идейной платформой еврейского национального движения – политического сионизма.

Главная задача, считал Герцль, состоит в том, чтобы получить от международного сообщества гарантии как на право заселения Палестины (или, в крайнем случае, какой‑либо иной территории), так и на создание собственного государства

Только после появления таких гарантий Герцль был готов начать организованное переселение еврейского народа в собственное государство. Его создание предполагалось на принципах демократии, равенства и социальной справедливости.

Книга Герцля вызвала различную реакцию в еврейских кругах разных стран – от неприятия, прежде всего в Западной Европе, до поддержки со стороны заметной части еврейства Восточной Европы и России. Тем не менее ее идеи приветствовались в кругах национально мыслящей еврейской интеллигенции, которая пришла к выводу о необходимости созыва конгресса сионистов из разных стран. Первый сионистский конгресс открылся 29 августа 1897 года в Швейцарии, в Базеле, в помещении казино. В нем участвовало около 200 делегатов, в их числе 44 человека, приехавших из России.

На созыв и проведение конгресса Герцль расходовал свои личные средства. Многие из участников съезда, особенно из России, были плохо одеты и по меркам добропорядочного Базеля представляли собой толпу оборванцев. На собственные деньги Герцль закупил для них одежду. Так что делегаты Первого конгресса выглядели чинно и благообразно

Три дня, с утра и до вечера, присутствовавшие, как писал литератор и идеолог национального возрождения Ахад а‑Ам, «публично, перед всеми нациями, обсуждали вопросы, касавшиеся создания надежного дома для еврейского народа на земле его отцов». На Первом конгрессе была учреждена Всемирная сионистская организация. Ее президентом избрали Герцля. Была принята разработанная делегатами программа, в которой провозглашалась основная задача движения: «Сионизм стремится создать охраняемое публичным правом убежище для еврейского народа». Было решено, что для достижения этой цели необходимо осуществить заселение Палестины евреями‑земледельцами, ремесленниками и промышленниками, а также укрепить еврейское национальное сознание. Большинство участников конгресса пришли к выводу, что решение еврейской проблемы может быть осуществимо лишь при условии согласия международного сообщества и при наличии политической поддержки правительств разных стран.

Появление сионизма в общественной жизни самодержавной России не могло не обеспокоить власти. Департамент полиции министерства внутренних дел сразу же начал сбор информации об этом движении. Это была беспрецедентная по масштабам и продолжительности кампания по выяснению целей и задач сионизма. Имперские власти стремились понять, представляют ли идеи Герцля и его последователей реальную опасность для государства. Департамент полиции собирал донесения с мест о сионистских кружках, их руководителях, отношении к ним местной администрации.

В них отмечались серьезность и авторитетность сионистских лидеров и достаточно положительное отношение к новому движению со стороны местных политиков и прессы

Негативное отношение к сионизму в России изменилось после того, как 2 ноября 1917 года в Англии была провозглашена Декларация Бальфура. В ней говорилось, что британское правительство благосклонно смотрит на установление в Палестине национального дома еврейского народа и приложит все силы, чтобы это реализовалось.

Декларация произвела глубокое впечатление на еврейский народ, даже не сионистов. Она усилила поддержку сионизма евреев России и Польши и легализовала сионистское движение в США, что еще больше содействовало укреплению общественного мнения в поддержку еврейского государства. В Советской России, напротив, сионизм стал считаться общественно опасным явлением, а вся сионистская деятельность ушла в подполье и постепенно прекратилась.

В то же время переселенцы-евреи, которые уже осели в Палестине, также не имели единства на построение своего государства

Бен-Гурион и его соратники, социалисты и сторонники светской жизни, мечтали о коммунистическом еврейском государстве и о «еврее нового типа». Они основывали трудовые сельскохозяйственные коммуны – киббуцы, где не только не было частной собственности, но даже личная жизнь семьи была подчинена общественной (дети жили не с родителями, а в особых «детских» постройках).

Сионисты-ревизионисты во главе с Зеевым Жаботинским ориентировались на капитализм и создание чисто еврейского государства. Их лидер считал, что новое еврейское государство возникнет в результате войны, а не дипломатии, поэтому поддерживал создание армейских военизированных подразделений.

Третьей группой были ортодоксальные евреи, которые видели предполагаемое еврейское государство в религиозном и историческом контексте, при этом всегда поддерживали усилия расширить и укрепить еврейское поселение в стране.

После победы англичан над турками в Первой мировой войне светские сионисты начали постепенно забирать власть в свои руки

Они планировали расширить иммиграцию, купить много земли и создать инфраструктуру нации под административным правлением и защитой Англии. Но арабы сразу начали протестовать против декларации Бальфура и еврейского ишува (заселения). Однако репатриация евреев продолжалась. В 1921 году в Палестину из Восточной Европы: переселилась большая группа, состоящая из почти 12 000 молодых евреев, решительных, тренированных, готовых к предстоящим испытаниям. Они подготовили плацдарм для последующих переселенцев, которых становилось все больше и больше на священной земле Израиля.

В 1948 году, при поддержке Сталина, они официально объявили о создании еврейского государства, и цель сионистов была достигнута.

(Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59