Койдановские евреи. Ч. 1. На заре человеческой цивилизации
Совсем недавно на реконструированном мемориальном комплексе на Кальвинщине, где 21 октября 1941 года нацистские палачи зверски замучили около двух тысяч человек, прошел митинг-реквивем. В своем выступлении один из авторов проекта Галина Левина отметила, что в тот роковой день, 81 год назад, еврейская община Дзержинска (Койданово) со своей многовековой историей и традициями в одночасье перестала существовать. Действительно, обращаясь к истории населенного пункта, сложно себе представить его прежнюю размеренную жизнь без представителей этой национальности. К сожалению, эта тема не получила должного освещения в краеведческой литературе и до настоящего времени оставалась практически не изученной. Надеемся, что восполнить этот пробел и частично восстановить отдельные фрагменты прошлого нашего края поможет новый цикл исторической хроники, который открывается на страницах газеты «Узвышша» и сайте dzr.by.
Евреи – один из самых древних народов на планете. Его история насчитывает более трех тысячелетий. Они дали миру единого Бога и христианство, Библию, обеспечили законами морали, не потерявшими значение до настоящего времени. Как и любой другой народ, за время своей многовековой истории евреи переживали взлеты и падения. Доходило даже до того, что практически их всех изгоняли из исконных земель, однако они находили силы вернуться обратно и построить новое процветающее государство.
Интересно, что в отличие от многих других народов, возникших словно ниоткуда, у евреев есть точка отсчета, когда появился первый представитель их национальности. Причем этот факт зафиксирован в письменном источнике – Танахе (Библии). Согласно этому Священному Писанию родоначальником еврейского народа считается Авраам. Исключительность этой личности заключается в том, что у него произошла особая встреча с Богом, завершившаяся заключеним Завета – договора, согласно которому Господь пообещал помочь Аврааму стать отцом множества народов, а первенца наказал назвать Исааком. С рождением сына счастливый отец, которому исполнилось 100 лет, поселился в земле Филистимской и жил там «дни многие».
Бог стал искушать Авраама, приказывая ему принести в жертву сына Исаака. Авраам был богобоязненным и, повинуясь высшему предназначению, приготовился выполнить указание (причем на том самом месте, где через много веков был распят Иисус), но в последний момент ритуал был отменен. Появившийся ангел признал, что Авраам готов пойти на любой поступок, поэтому в качестве жертвы предложил принести запутавшегоя в сети ягненка.
В силу своего географического положения первое поселение евреев на Ближнем Востоке находилось на своеобразном перекрестке древних цивилизаций. Поэтому их племенное объединение развивалось в постоянном контакте с окружающими народами, не только обогащая свою собственную культуру, но и оказывая заметное влияние на своих соседей.
После кончины Авраама в возрасте 175 лет продолжателем рода и великой миссии, оговоренной в Завете, стал Исаак. Он вел благочестивый образ жизни. От совместного брака с Ревеккой у них родились близнецы – Исав и Иаков. Роды проходили сложно, и женщина вопрошала Господа, за что ей посланы такие муки. В ответ она услышала: «…два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».
Первым на свет появился Исав, вторым, держась за его пятку, пришел в этот мир Иаков. По первородству дело отца должен был продолжить Исав, но в юности, будучи голодным, он за миску похлебки передал это право брату. Иаков, который от Бога получил имя Израиль, постепенно подчинил себе территорию соседних народов и назвал эту землю Израилем. У него было 12 сыновей, от которых пошло «12 колен Израилевых». Точнее, колен оказалось 13, так как Иосиф стал родоначальником двух колен, идущих от двух его сыновей – Ефрема и Манассии. Но одно из колен (Левия) не получило земельного надела, а составило касту священников (левитов), поэтому занятая древними евреями территория делилась на 12 племенных областей.
Получив землю, наследники Иакова перешли от скотоводства к оседлому образу жизни и занялись земледелием и ремеслом. У них стал складываться культ бога Яхве, который в течение нескольких веков трансформировался в особую религию – иудаизм.
Иосиф, одиннадцатый сын Иакова, выделялся в семье красотой и умом. Старшие братья, возненавидев его за такие качества, продали юношу в рабство купцам. Так он попал в Египет, где, опять же не без благосклонности высших сил, возвысился и стал первым министром египетского фараона, получив там землю Гесем. Туда же, по приглашению Иосифа, перебирается с семьей и Иаков. В это время в Египте правила династия гиксов, или царей-пастухов. Она принадлежала к иноземной народности, насильно присвоившей власть фараона. Однако, в ходе междуусобной борьбы, власть гиксов была свергнута, и евреи попали в рабство к новой воинственной династии.
Как повествует Пятикнижие (первые пять книг Ветхого Завета), их избавителем стал Моисей. В детстве он получил хорошее образование и даже считался приемным сыном фараона. Но, защищая своих соотечественников, юноша убил египетского надсмотрщика и вынужден был бежать на Синайский полуостров, где провел сорок лет. Однако когда пришло время, его призвал Бог вернуться в Египет, чтобы спасти свой народ.
Выполняя великое предназначение, Моисей вступил на берега Нила уже в качестве посланника и пророка Божия. Пользуясь благословенным покровительством, он потребовал от фараона выпустить еврейский народ из плена. Для большей убедительности своих требований Божий посланник демонстрировал чудеса, получившие название Десяти казней египетских. После продолжительной борьбы Моисей вывел представителей своего племени из Египта. Этот трудный и опасный переход стал именоваться Исходом. Но армия фараона продолжала преследовать беглецов. У Красного моря она настигла евреев, но тут совершается еще одно чудо: воды раступились перед израильтянами и сомкнулись над египтянами. Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.
Спустя семь недель после Исхода, странствуя по пустыне вслед за огненным столпом, потомки Авраама подошли к горе Синай. У ее основания был заключен окончательный Завет между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности для распространения их впоследствии на все человечество. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокодневного уединения на горе Синай. Смысл этих заповедей заключается в том, что в принципе это был не только кодекс нравственности, но и своеобразный свод законов, регулирующий поведенческие принципы между людьми.
Тогда же окончательно сформировалось убеждение, что на потомков Авраама возложена исключительная роль в цивилизационном развитии человечества. Укрепившись в сознании, этот концептуальный вывод лег в основу дальнейшего оформления принципов религиозной, духовной и общественной жизни еврейского народа.
После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие, двинулся в дальнейший путь к Ханаану, признанному ими Землей Обетованной. Но и здесь евреев ожидали новые испытания. Разведчики, посланные в Ханаан, не рекомендовали своим соплеменникам туда входить. Это был первый случай нарушения Завета, за что и были наказаны путники. Их движение замедлилось и длилось 40 лет. Уже новое поколение странников смогло подойти к границам Ханаана, где сделало последнюю остановку на берегу реки Иордан. Там, с вершины горы Нево, Моисей орлиным взглядом окинул страну своих надежд и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником мужественного и испытанного воина Иисуса Навина, скончался, так и не ступив в Землю обетованную.
Продолжение следует
Виктор УРАНОВ