Место, где рождаются легенды. Едем в деревню Волма Дзержинского района
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-59-44-1024x674.jpg)
Этот живописный уголок находится на северо-западной границе района, всего в 40 км от Минска. Казалось бы, до столичной жизни рукой подать. Читая в моих глазах напрашивающийся вопрос, один из местных жителей широко улыбается. В столицу волмянцев не тянет: ему по душе неброские, размеренные пейзажи и невозмутимое спокойствие агрогородка со звучным названием Волма.
В пыли дорог оставлен след
Согласно некоторым источникам, волмянская история уходит корнями в XV век (хотя этот факт расходится с рассказами местных жителей). В то время селение «кочевало» от одного знатного рода к другому. Пологие возвышенности Волмы и ее знаменитая река пришлись по вкусу Гаштольдам, Володковичам, Филипповичам. Чуть позже, в XIX веке, полноправным хозяином имения стал белорусский дворянский и шляхетский род Ваньковичей. Поговаривают, будто кусты сирени и шиповника, произрастающие на территории современной Волмы, – «наследники» розария Ваньковичей. Воспоминания о тех временах сохранились также в виде остатков флигеля-кухни, служебного корпуса и руин парка и часовни.
С 2001 года усадьба включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и объявлена культурно-историческим памятником. А сегодня эта территория закреплена за филиалом «Ресурсный центр ЭкоТехноПарк – Волма» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования». Здесь располагаются учебно-гостиничный комплекс и экологический парк.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-53-03-1024x682.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-53-02-1024x682.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-54-15-1024x682.jpg)
Агрогородок Волма имеет достаточно развитую инфраструктуру: детский сад – базовую школу, участковую больницу, два магазина, Дом культуры. Но взгляд невольно задерживается на выбивающемся из окружающего пейзажа величественном красно-оранжевом кирпичном здании, густо обсаженном туями и елками. Примечательное архитектурное сооружение – католический храм святого Иоанна Крестителя. Построен он был сравнительно недавно, всего 6 лет назад, на месте деревянного костела Успения Девы Марии. Когда-то этот костел был разобран на дрова, хотя бытует легенда, будто перед этим он был уничтожен пожаром.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-52-37-1024x682.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/800px-volma._palacz_vankovichay.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_18-04-24-576x1024.jpg)
Ивовый край
Гордятся волмянцы своей рекой, над водами которой клонят макушки благородные ивы. Растет их здесь немало.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-53-00-1024x682.jpg)
Заросли этой мелкой кустовой ивы на удивительном местном диалекте называют волмой. Кто знает, может этот факт даже послужил основой для певучего названия агрогородка. К тому же издревле ива олицетворяла собой гибкость и стойкость. В христианской традиции ивовое дерево считается символом вечного возрождения. Оно может без труда расти и размножаться почти в любых климатических условиях. Не зря ива облюбовала волмянскую землю: ее жители сродни этому дереву – отличаются жизненной стойкостью, а сам агрогородок – многовековым культурным наследием, сохранившимся вопреки его непростой истории.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_18-04-21-1024x576.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_18-04-22-1024x576.jpg)
Жить надо с родиной
«Тихая улица посреди села, домик деревянный, рядом тополя…» Примерно так началось мое знакомство с потомственным волмянцем Тадеушем Святским. Об этом удивительном человеке я была наслышана: рассказывают, что у него особый дар – чувствовать людей. Поэтому и заглядывают к нему часто, в надежде на мудрый совет. Нежданным гостем я постучала в его дверь.
– Здравствуйте, можно к вам?
Мое незапланированное появление, казалось, нисколько не смутило гостеприимного хозяина:
– Ну, заходи, присаживайся.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-52-58-1024x682.jpg)
Пока я представлялась и объясняла цель визита, Тадеуш Станиславович уже хозяйничал возле плиты:
– Если пришел гость, надо его обязательно покормить. Такой закон природы.
Плавно разговор переходит к основной теме – Волме и ее жителям.
– Здесь я родился, окончил местную школу. Кстати, я был восьмым ребенком в семье, появился у матери на 47-м году жизни. Представляешь? – изобилует интересными фактами из своей биографии Тадеуш Святский. – Что касается Волмы, то впервые она упоминается уже в XI веке. Был тут и сельсовет (Волменский сельсовет. – Ред.), и гмина. Какое-то время Волма находилась в составе межвоенной Польской Республики, в Новогрудском воеводстве. Помню, как со своим отцом ездил оформлять землю в Новогрудок. В целом, я вам скажу, Волма была частью владений Радзивиллов. В XVII веке одна княгиня построила здесь деревянный костел. А потом, к концу советской власти, его разобрали на дачи. Построили новый. Конечно, лучшие земли всегда принадлежали церкви и костелу. Даже этот поселок, который сейчас застроили новыми домами, – это бывшая ксендзова земля.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-52-35-1024x682.jpg)
Рассказ Тадеуша Станиславовича возвращает в ту эпоху, когда на месте современного храма стоял деревянный костел в готическом стиле. С тем самым алтарем, башнями, «хлопцем», играющем на органе… Много ли воды утекло с тех пор?
– То, что я помню из своей жизни, резко изменилось, – погружается в воспоминания собеседник. – Вот была улица Булыжникова, по обочинам которой были высажены деревья. После навозили туда гравий, проложили асфальт, деревья повырезали… Да и коренных жителей в Волме практически не осталось. Часть после революции выехала в Америку, часть рассеялась по стране. Особенно много людей выехало во время немецкой оккупации. А сталинский режим нас не задел, мы ведь тогда в составе Польши были. Недавно я насчитал, что от Рубежевичей до Ракова 12 деревень, по 18–20 домов в каждой, просто исчезли с лица земли! На старых картах только значатся.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_17-59-30-1024x682.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_18-04-27-1024x576.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/2003-belarus.jpg)
На прощание Тадеуш Святский подарил мне книгу авторства его крестника – белорусского художника Станислава Налецкого, уроженца агрогородка Волма.
На кончике кисти и между строк
Волмянская жизнь Станислава Налецкого заставляет вспомнить строки из одного давно услышанного мной стихотворения: «Детство – где-то за рекою, юность в сумерках живет». Родное место оставило в его памяти самые теплые воспоминания. Станислав Степанович до сих вдохновляется культурой своих предков. Он бережно хранит коллекцию вещей, которыми они пользовались в быту: кувшины, топоры, лопаты, грабли, разные инструменты.
Сам про себя Станислав Налецкий говорит: «При рождении я получил наблюдательность, которая в дальнейшем дала мне возможность смотреть на мир глазами художника». Потому волмянские пейзажи и исторические окрестности малой родины занимают не последнее место в его художественном и литературном творчестве.
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_18-06-34-1024x717.jpg)
![](https://dzr.by/app/uploads/2024/03/photo_2024-03-05_18-06-36-1024x682.jpg)
Недавно свет увидела его первая книга с неброским названием «Апавяданні». В каждой строчке чувствуется безграничная любовь Станислава Степановича к «Івянецка-Ракаўскаму краю». Даже нотки местного колорита – неповторимого волмянского диалекта – сохраняют аутентичность местечка по имени Волма.
Все рассказы в книге посвящены «продкам, бацькам, людзям усіх масцей». Через призму авторского восприятия перед глазами читателя встает портрет истинных волмянцев:
«Мама работала в местной больнице, дежурила сутками, забирала меня на ночь к себе на дежурства. И, лежа вечером на диване, притворяясь спящим, я подслушивал, о чем говорят больные с медицинским персоналом. Те, кого я подслушивал, были свидетелями смены власти, политики и, самое страшное, участниками великих войн. Хотя они – простые селяне с их потребностями, нуждой, тяжелой работой, зыбким счастьем и радостью».