Меню

Развивающие лайфхаки. Зачем детям нужны игры?

Ни для кого не секрет, что основным видом деятельности детей является игра. Именно они помогают малышам скоротать досуг, способствуют познанию окружающего мира и всестороннему развитию. Но особенно важны сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может не только познакомиться с реальными жизненными ситуациями, но и проявить фантазию.

Сюжетно-ролевая игра помогает малышам развивать не только познавательную, но и эмоциональную сферу. Перевоплотившись в Бабу Ягу или сказочную фею, ребенок интуитивно погружается в выдуманный образ и овладевает такими эмоциями, как сопереживание, эмпатия, помощь близкому. Выдуманный сюжет и непредсказуемость событий помогает развивать воображение и творчество, возможность стать каким-либо героем – примерять на себя разные социальные роли, а наличие положительных и отрицательных персонажей наглядно проработает тему добра и зла в понимании ребенка. Кроме того, сюжетно-ролевая игра невозможна без использования речи, а значит, бонусом развивается еще и коммуникация.

Именно благодаря такой игре дети учатся самовыражению без оценки со стороны взрослого. Они начинают думать самостоятельно, разрабатывая правила игры. А главное – это занятие никогда не надоест, потому что сюжет не будет одинаковым. Из раза в раз, даже проигрывая одну и ту же ситуацию, но добавляя детали или меняя игрового партнера, всегда будет получаться что-то новое.

К тому же сюжетно-ролевая игра имеет множество вариаций. Самой простой и распространенной являются «дочки-матери», основанные на подражании поведению взрослых или детей (в зависимости от выбранной роли). Тот, кто выполняет функцию взрослого, учится заботиться, быть ответственным.

Игра в школу или детский сад тоже не оставляет детей равнодушными. Организовав пространство, приближенное к обстановке учреждения образования и наделив ребенка главной ролью воспитателя или учителя, вы сможете не только разнообразить досуг, но и потренировать малыша в написании букв или цифр.

Играя в магазин, ребенок усвоит понятие товарно-денежных отношений и алгоритм совершения покупок, что точно пригодится ему в жизни. К тому же есть возможность менять сюжет игры с помощью смены социальных ролей: продавца и покупателя.

Очень распространенный вариант (особенно среди девочек) – это парикмахерская или салон красоты. Дети с удовольствием красят друг другу (или куклам) ногти воображаемым лаком, делают прически, создают образ. Особенно здорово, если к этой деятельности подключается мама. Кстати, мальчики могут выступать в роли барберов или их клиентов.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сюжетно-ролевые игры состоят из абсолютно любой жизненной или выдуманной ситуации и роли ребенка в этом контексте. Они не имеют определенного сценария, а строятся на простых и понятных для малыша вещах, которые он когда-либо проживал в жизни, или исключительно на собственном воображении.

Если ваш ребенок не играет в сюжетно-ролевые игры, возможно, он просто не умеет этого делать – ведь детей игре тоже нужно учить. А возможно, этому не способствует окружение: множество запретов (шум, беспорядок и т. д.), отсутствие компании и поддержки взрослых. Или же объективно не хватает предметов для разнообразия игр.

В любом случае, первое, что необходимо сделать взрослому, –заинтересовать ребенка своим примером, присоединиться к его игре или просто показать, как нужно играть. Ведь детское воображение – это гениальный инструмент психики, который позволяет обзавестись новыми навыками, важными для дальнейшей жизни. В этом и состоит цель ролевой игры.

Алина ШАКАЛЬ, учитель-дефектолог ЦКРОиР

 

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59