Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Развивающие лайфхаки. Зачем детям нужны игры?

Развивающие лайфхаки. Зачем детям нужны игры?

Ни для кого не секрет, что основным видом деятельности детей является игра. Именно они помогают малышам скоротать досуг, способствуют познанию окружающего мира и всестороннему развитию. Но особенно важны сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может не только познакомиться с реальными жизненными ситуациями, но и проявить фантазию.

Сюжетно-ролевая игра помогает малышам развивать не только познавательную, но и эмоциональную сферу. Перевоплотившись в Бабу Ягу или сказочную фею, ребенок интуитивно погружается в выдуманный образ и овладевает такими эмоциями, как сопереживание, эмпатия, помощь близкому. Выдуманный сюжет и непредсказуемость событий помогает развивать воображение и творчество, возможность стать каким-либо героем – примерять на себя разные социальные роли, а наличие положительных и отрицательных персонажей наглядно проработает тему добра и зла в понимании ребенка. Кроме того, сюжетно-ролевая игра невозможна без использования речи, а значит, бонусом развивается еще и коммуникация.

Именно благодаря такой игре дети учатся самовыражению без оценки со стороны взрослого. Они начинают думать самостоятельно, разрабатывая правила игры. А главное – это занятие никогда не надоест, потому что сюжет не будет одинаковым. Из раза в раз, даже проигрывая одну и ту же ситуацию, но добавляя детали или меняя игрового партнера, всегда будет получаться что-то новое.

К тому же сюжетно-ролевая игра имеет множество вариаций. Самой простой и распространенной являются «дочки-матери», основанные на подражании поведению взрослых или детей (в зависимости от выбранной роли). Тот, кто выполняет функцию взрослого, учится заботиться, быть ответственным.

Игра в школу или детский сад тоже не оставляет детей равнодушными. Организовав пространство, приближенное к обстановке учреждения образования и наделив ребенка главной ролью воспитателя или учителя, вы сможете не только разнообразить досуг, но и потренировать малыша в написании букв или цифр.

Играя в магазин, ребенок усвоит понятие товарно-денежных отношений и алгоритм совершения покупок, что точно пригодится ему в жизни. К тому же есть возможность менять сюжет игры с помощью смены социальных ролей: продавца и покупателя.

Очень распространенный вариант (особенно среди девочек) – это парикмахерская или салон красоты. Дети с удовольствием красят друг другу (или куклам) ногти воображаемым лаком, делают прически, создают образ. Особенно здорово, если к этой деятельности подключается мама. Кстати, мальчики могут выступать в роли барберов или их клиентов.

Из всего вышесказанного становится понятно, что сюжетно-ролевые игры состоят из абсолютно любой жизненной или выдуманной ситуации и роли ребенка в этом контексте. Они не имеют определенного сценария, а строятся на простых и понятных для малыша вещах, которые он когда-либо проживал в жизни, или исключительно на собственном воображении.

Если ваш ребенок не играет в сюжетно-ролевые игры, возможно, он просто не умеет этого делать – ведь детей игре тоже нужно учить. А возможно, этому не способствует окружение: множество запретов (шум, беспорядок и т. д.), отсутствие компании и поддержки взрослых. Или же объективно не хватает предметов для разнообразия игр.

В любом случае, первое, что необходимо сделать взрослому, –заинтересовать ребенка своим примером, присоединиться к его игре или просто показать, как нужно играть. Ведь детское воображение – это гениальный инструмент психики, который позволяет обзавестись новыми навыками, важными для дальнейшей жизни. В этом и состоит цель ролевой игры.

Алина ШАКАЛЬ, учитель-дефектолог ЦКРОиР

 

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59