Нововведения в системе образования стали темой совещания у Лукашенко
Александр Лукашенко отметил, что в преддверии Дня знаний традиционно проходят встречи Президента с представителями национальной системы образования, чтобы сверить часы, заслушать доклады о готовности к новому учебному году. Однако в этот раз привычный формат мероприятия изменен – приглашен более широкий круг ответственных и заинтересованных лиц, которые знают систему образования изнутри. К слову, среди них был и наш земляк, руководитель по военно-патриотическому воспитанию гимназии г. Дзержинска Денис Сергеев.
— В начале года мы значительно обновили Кодекс об образовании и правила приема в техникумы и вузы. В настоящее время проводится серьезная корректировка законодательства, прошла в обновленном формате вступительная кампания, — отметил Президент. — Но основные нововведения в соответствии с кодексом и правилами приема планируются с 2023 года. Скоро, фактически с началом учебного года, мы дадим старт новой вступительной кампании. Я хочу услышать от присутствующих, какова готовность системы образования, местных органов власти, высшей школы к этим нововведениям.
Александр Лукашенко подчеркнул, что главным принципом его политики в образовании остается справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения.
— Правда, я так подумал над этим тезисом и сделал вывод, что как никогда раньше такие возможности есть. Особенно, что касается целевого направления ребят и девчонок для обучения в вузе. Целевое направление — это большая льгота. Те, кто неплохо занимались в школе, имеют возможность поступить вуз, — сказал глава государства. — Поэтому учителя, выпускники и их родители должны четко знать все правила.
«Времени на раскачку практически нет. И в случае ошибки люди уже нас просто не простят. Сколько раз мы будем возвращаться к системе образования с точки зрения ее реформирования и совершенствования?»
Он напомнил, что на предыдущем совещании в ноябре 2021 года, посвященном образованию, бывший министр Игорь Карпенко докладывал о приоритетных направлениях развития отрасли, которые в целом были поддержаны. Новый министр Андрей Иванец получил хороший задел, но, как заметил Президент, «по отдельным вопросам у него есть свое мнение».
— Это хорошо, — сказал Александр Лукашенко. — Мне очень важно услышать о вашем видении ситуации в системе, еще раз обсудить реализацию новых подходов к организации учебного процесса, итоговой аттестации выпускников школ, гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Вице-премьер Игорь Петришенко после совещания у Президента о развитии национальной системы образования рассказал о главных выводах, сделанных по итогам прошедшей вступительной кампании.
Поводя итоги прошедшей вступительной кампании, заместитель премьер-министра отметил, что она была проведена организованно, без существенных нарушений. «Те 10 нарушений, которые были, они никаким образом не повлияли на результаты вступительной кампании», — сказал он.
Что касается проблемы недобора на ряд специальностей в вузы, которая отмечалась в прошлом году, то в этом году это только 86 человек в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию на специализацию «зоотехния» и в Могилевский институт пищевых продуктов на специальность технолога. Конечно, лучше, когда набор выполняется в полной мере, но тем не менее такие цифры не критичны в целом для системы образования, считает Игорь Петришенко. Важно, по его словам, что полностью были укомплектованы места на педагогические специальности в вузах. В Белорусском государственном педагогическом университете был конкурс при поступлении на получение специальности учителя математики, физики. «Это говорит о том, что уровень преподавания в школах значительно возрастает, поскольку приходят очень подготовленные и, самое главное, мотивированные наши выпускники», — сказал Игорь Петришенко.
В качестве позитивной особенности он отметил тот факт, что на централизованное тестирование по математике и физике в этом году зарегистрировалось гораздо больше выпускников, чем в прошлом году, — на 1,5 тыс. и на 1,3 тыс. человек соответственно. «Это говорит о том, что престиж инженерных специальностей в нашей стране возрастает», — констатировал вице-премьер.
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил до конца года окончательно определиться с правилами проведения вступительной кампании 2023 года. Об этом рассказал журналистам министр образования Беларуси Андрей Иванец после совещания у главы государства по развитию национальной системы образования.
На совещании Президенту доложили об итогах прошедшей в стране вступительной кампании, готовности учебных заведений к новому учебному году. Три главные темы, касающиеся системы образования, которые глава государства обсудил с участниками совещания, — это непосредственно сам образовательный процесс в школах и вузах, кадровая работа в учреждениях образования и система отбора абитуриентов, то есть как эффективно соединить среднюю систему образования с высшей.
При этом Александр Лукашенко интересовался на перспективу: как будет выглядеть вступительная кампания не только в следующем году, но и в будущем. Главные требования Президента — видеть за экзаменами каждого абитуриента и понимать стратегию отбора выпускников в будущем. Нельзя проводить эксперименты каждую вступительную кампанию, ведь некоторые ошибки потом можно исправлять десятилетиями, подчеркнул он. «Нужно попасть в точку», — потребовал глава государства.
Много лет Беларусь шла по пути централизованного тестирования, но пора уже задуматься, насколько такая система сегодня эффективна и в какой корректировке нуждается. Поэтому участникам совещания Президентом поставлена задача до нового года внести предложения: или в стране сохраняют существующие подходы, или вводят необходимые новации для того, чтобы «увидеть абитуриента».
«Центральный вопрос, который поставил глава государства перед всей системой образований, — как нам справедливо отобрать абитуриента, который должен прийти мотивированным в университет. Не просто для процесса обучения, а для того, чтобы в последующем продолжить свою работу в реальном секторе экономики нашей страны», — отметил Андрей Иванец.
Вступительная кампания 2023 года в целом пройдет по объявленным правилам. В конце учебного года учащиеся 11-х классов будут сдавать совмещенные с ЦТ экзамены, а также дополнительное ЦТ для поступления в вуз в зависимости от выбранной специальности. Но, вполне возможно, некоторые изменения вступительной кампании все-таки коснутся. К примеру, будет не два совмещенных экзамена, а больше и на выбор. Но пока это только обсуждения, окончательное решение как раз и нужно представить главе государства до конца года. Министерство образования затягивать с этим вопросом не собирается.
«Все развивается очень динамично, и вопросы, которые требуют безотлагательных решений, должны быть приняты, можно сказать, уже сегодня. Конечно, предложения, которые будут выработаны и внесены на рассмотрение главы государства, могут коснуться и вступительной кампании. Вопрос проведения централизованного экзамена уже определен. Другой вопрос, что проведение централизованного экзамена — это всего лишь элемент вступительной кампании, и в этой связи мы должны посмотреть, каким этот централизованный экзамен должен быть и какие еще дополнительные вступительные испытания могут быть в каждом конкретном университете либо в группе университетов на конкретные специальности», — пояснил министр.
Андрей Иванец также отметил, что сами задания централизованного тестирования ждут небольшие изменения, у теста будет новая структура. «Мы уходим от тех заданий, где есть возможность выбора или угадывания. Сегодня в тесте 50% заданий, где есть возможность выбора того или иного ответа, и 50%, где необходимо решить конкретное задание. Мы меняем структуру теста: минимизируем количество заданий с возможностью выбора ответа. Это позволит во многом «увидеть» абитуриента», — считает глава Минобра.
Денис Сергеев, руководитель по военно-патриотическому воспитанию гимназии г. Дзержинска:
— Совещание прошло в конструктивном ключе и было очень информативным. Президент принял доклады о вступительной кампании, о готовности учреждений образования к новому учебному году, подготовке современных учебных пособий, введении единого школьного стандарта и ряду других вопросов. Звучала на совещании и тематика гражданского и военно-патриотического воспитания учащейся молодежи. В целом была отмечена позитивная динамика по этому направлению, в том числе благодаря введению должностей руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Кроме того, был сделан акцент на дальнейшем развитии системы военно-патриотических клубов, которые сегодня активно организуются по всей стране.