Меню

Койдановские евреи ч. 33. Еврей – он и в России еврей

Став российскими подданными, евреи сразу же попали в тиски социального эксперимента, предпринятого царскими властями с целью изменения привычек и традиций, которые веками сопровождали жизнь представителей этой национальности. Евреи не высказывали открыто протест против таких насильственных мероприятий, но внутренне продолжали сопротивляться, чем вызвали повышенное и даже предвзятое к ним отношение со стороны российского общества.

В их защиту выступил урожденный иудей, принявший христианство и взявший при крещении имя Александра Алексеева. Хорошо зная жизнь своих соплеменников изнутри, он в середине XIX века выпустил книгу под названием «Общественная жизнь евреев, обычаи и предрассудки». В ней автор попытался отстоять достоинства это умудренной многовековым опытом нации и создать у читателей совершенно иное отношение к этому древнему и самобытному народу. Предлагаем отдельные фрагменты из этого издания.

Умственные способности и нравственность евреев

«Евреи всегда считались довольно смышленым народом, и такую оценку часто можно было слышать от христиан, имевших с ними контакты. В самом деле, есть между ними очень много людей довольно умных; с иным евреем поговоришь – подумаешь, что у него приличное образование, и на деле выходит, что он только и знает свою грамоту, а между тем рассуждает весьма умно.

Нельзя сказать, что евреи порочны и безнравственны. Между ними редко можно встретить грабежи и убийства, они вообще ведут жизнь мирную. Пьянство составляет редкость между евреями, а если кто из них и выпивает, то весьма умеренно. Еврей не позволит себе безвременно пить вино и тратить свой трудовой грош на водку, разве только к субботнему дню, ради талмудического устава, повелевающего в означенный день творить молитву над вином. Купит оное и выпьет свою маленькую рюмочку, которой не захотел бы и рот марать наш русский мужичок, а еврей, смотришь, попотчует из нее и жену, и детей, которым, впрочем, придется лишь обмакнуть в вине кусок кулича.

Но не в одном этом видна нравственность евреев, она выражается и в их семейной жизни.

Каждый еврей со своим семейством составляет как бы отдельный малый мир, в котором он владыка и считает священной обязанностью заботиться о том, чтобы его дети не хуже других были воспитаны

Еврей верует, что за дурное воспитание детей ему придется отвечать перед Богом в будущей жизни. Жена еврея тоже хорошо ведет себя в семейном отношении; она служит своему мужу доброй помощницей во всем и облегчает его труды своей деятельностью; она никогда не скажет своему мужу, что я не в силах этого сделать, что это дело мужчины. Нет, она берется за все, часто исполняет и дело мужа. Так, известно, что еврейка сидит в своей мелочной лавке более усидчиво, чем сам муж.

Кроме того, еврейская жена отличается и супружеской верностью, она не решится на преступление против мужа; во-первых, потому, что она боится Бога и Его грозного суда, ожидающего нарушителей супружеской верности; во-вторых, она боится и развода, который может дать ей муж за ее неверность ему. Кроме всего этого, ей страшен и позор, которому она может подвергнуться со стороны собратьев своих; ибо подозреваемую в супружеской неверности жену презирает всякий, а раввин нередко делает ей явные оскорбления, не справляясь даже, верен ли донос мужа.

Кроме упомянутых добрых качеств, которыми отличается еврейская жена, она отличается и хозяйской расчетливостью, и экономностью. Еврейка сбережет каждую кроху, добытую мужем, и у нее ничего не пойдет зря; она те самые припасы, которые русская хозяйка употребила бы за раз, непременно разделит на два или на три раза.

Такой, пример расчетливости родителей действует и на детей.

Мы знаем, как сберегает еврейское дитя подаренную ему отцом копейку; оно не промотает ее, а сбережет и постарается накопить побольше денег, чтобы сделать себе к празднику обновку

Такие отношения между мужем и женой, детьми и родителями служат отличительным характером семейной жизни евреев.

Занятия евреев

Евреи при выборе занятий вообще стараются избрать такое дело, которое бы, по возможности, требовало как можно меньше физической силы. Так, мы видим между ними много портных, сапожников, часовых дел мастеров и проч. Причина, по которой у евреев так развито стремление к мастерству, заключается, как мы и сказали, в том, что они тяжелым трудом заниматься не любят и хлебопашеством почти не занимаются. Поэтому те из евреев, которым не удалось сделаться торговцами, озабочиваются после обучения детей своих грамоте, приучить их к какому-нибудь мастерству, чтобы они могли добывать себе насущный хлеб. Они работают за очень умеренную цену, чтобы добыть копейку, которую евреи особенно любят и в которой имеют постоянную нужду. Ему нужны деньги и на обучение грамоте детей, и на разные повинности, не только государственные, но и общественные, которые взимаются с каждого еврея и в пользу города, и в пользу бедных собратьев своих.

Словом, безденежный человек считается у евреев плохим человеком; он и по силе талмуда подобен мертвецу. Вот почему каждый еврей старается что-нибудь приобрести, вот почему он охотно трудится

Особенно отличаются трудолюбием и добросовестностью портные и сапожники, кроме тех, конечно, кто работает не на заказ, а на рынок. Такого мастерового нужно избегать, потому что он работает не на совесть, а за деньги. Но и с ним можно договориться, если потребовать от него клятву: «ви их бин аид», т. е. «как я есмь иудей». И этого будет достаточно, чтобы заказ был исполнен без халтуры.

Кроме портных и сапожников есть между евреями и другие мастеровые, как-то: часовщики, золотых и серебряных дел мастера и проч. Последнее занятие у них особенно в почете. Но если им не удастся сделаться золотильщиками, то, по крайней мере, они стараются стать медниками или лудильщиками посуды, но отнюдь не кузнецами; про это занятие они и слышать не хотят.

Молотом бить, говорят они, может только здоровый мужик, а мы слабы и нежны, мы более способны к благородным занятиям

Кроме упомянутых занятий, евреи любят заниматься и медициной. Несмотря на то что прежде не допускали их в университеты, являлось между ними много медиков, а еще более подлекарей. В каждом еврейском местечке найдете, если не два, то по крайней мере одного подлекаря, над домом коего висит красная тарелочка, показывающая на его медицинское занятие, и каждый заболевающий еврей во всякое время обращается к нему за помощью. По первому призыву он бежит со всех ног к больному во всякое время, бежит не только к мужчине, но является в качестве акушера при родах женщины и оказывает ей должную помощь.

Евреи весьма любят заниматься также и музыкой. Еврейские музыканты, составляющие как бы городской или местечковый оркестр, веселят не только свою публику, но и христианскую. Так, например, в праздничный или воскресный день собирается крестьянская молодежь обоего пола в корчму или просто на городскую площадь, куда приглашают и музыкантов, и составляют такое веселие, которое едва ли придется испытать русскому простолюдину.

Не обходится ни одной свадьбы – ни еврейской, ни христианской, куда бы не были также приглашены еврейские скрипачи и цимбальщики повеселить пирующих

Ну а тот бедный еврей, которому не удалось заняться мастерством, промышляет факторством, шныряет по улицам и гостиницам, спрашивает каждого, не имеет ли нужды в услуге. И в особенности испытывают подчас неприятности от излишней навязчивости факторов вновь приезжие в город, обитаемый евреями. Этого мало, нам рассказывали некоторые офицеры, что, когда по делам службы они квартировали у евреев, факторы, в числе услуг, предлагали им переносить их на своих плечах через грязь, за какую-нибудь ничтожную плату. Но нас это нисколько не удивляет, мы знаем, до какой степени простирается бедность в некоторых еврейских семействах, знаем, как дети вымаливают себе у родителей хлеба, а его нет.

При всем том бедный еврей скорее решится на самый ничтожный заработок, чем протянет руку за подаянием

Евреи имеют склонность также и к посредничеству. Пронюхав подряд, еврей тут как тут, Бог весть, откуда взялся. И если усмотрит, что подряд ему не под силу, то пригласит себе в товарищи другого еврея, а дело не упустит. Если же ему нет никакой возможности удержать за собою подряд, то он и за другого похлопочет, чтобы более состоятельному уладить дело. Он предупредит прочих, чтобы не набивали цены, и все это устроит не без выгоды и для себя, и для прочих…»

 (Продолжение следует)

Подготовил Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59