Меню

«Социальная политика» с Ириной Костевич. Депутат рассказала о новациях законопроекта о занятости населения

Обеспечение эффективной занятости населения – приоритет в социальной политике белорусского государства. Право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, закреплено в статье 41 Конституции нашей страны. Но жизнь не стоит на месте, изменяется социально-экономическая ситуация, и законотворцы не могут оставаться в стороне от этих процессов. И чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда, сегодня предлагается ряд новаций в законопроект по вопросам занятости населения.

Сегодня конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы закреплены в законе о занятости населения, который был принят в 2006 году. В нем предусмотрен пакет основных и дополнительных услуг и гарантий, направленных на максимальное содействие в поиске работы и трудоустройстве человека. Это обучение по востребованным профессиям, предоставление субсидии для организации собственного дела, создание новых и бронирование рабочих мест, сопровождение переезда и ряд других мер. И все эти меры уже работают.

За 8 месяцев текущего года при содействии службы занятости трудоустроено более 95 тысяч человек, что составляет почти 83% от числа обратившихся за оказанием помощи в поиске работы. Более тысячи трудоустроилось благодаря полученной новой рабочей профессии, 60 семей обрели новое место жительства и, соответственно, новое место работы

Вместе с тем надо признать, что рынок труда сегодня имеет свои особенности. Ключевым индикатором, который характеризует текущее состояние экономики страны, является уровень безработицы. Сегодня в Беларуси он достаточно низкий – всего лишь 3% (численность безработных трудоспособного возраста составила более 139 тысяч). По мнению экспертов-экономистов, уровень безработицы 4–5% является нормальным, меньше 4% свидетельствует о подъеме экономики, а выше 5% – о ее спаде.

Для информации: в мире самый высокий уровень безработицы в ЮАР – 33,5% (июнь 2024 г.); в Евросоюзе он составил 6% (июль 2024 г.), один из высоких – в Испании 11,3% (июнь 2024 г.); в ЕАЭС этот показатель равен 3,2% (1-й квартал 2024 г.), самый высокий в Армении – 15,5%.

Поэтому белорусский уровень безработицы однозначно говорит о росте нашей экономики. Соответственно, мы отмечаем и устойчивое увеличение количества вакансий – сегодня их более 164 тысяч. При этом повышается спрос на «синие воротнички» (рабочие специальности), в то же время наблюдается сокращение предложения со стороны рабочей силы.

В Дзержинском районе на 23 сентября нанимателями в Общереспубликанском банке вакансий было заявлено 1544 вакансии, в том числе по 245 вакансиям предоставляется жилье

В поиске работников ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» (310 вакансий), ОАО «Крутогорье-Петковичи» (79), ОАО «АМКОДОР-СЕМАШ» (76), ОАО «Белхим» (43), УП «Дзержинский ЖКХ» (32), КП «Амкодор-ДОМЗ» (18 вакансий).

17 сентября, на открытии второй сессии Палаты представителей, во втором чтении мы приняли Закон «Об изменении законов по вопросам занятости населения». С учетом изменившихся реалий рынка труда в этом документе нашли свое отражение нормы, необходимые для решения задач государства, нанимателя и человека.

Для соискателей в проекте закона предусмотрены современные, удобные, оперативные и надежные сервисы и механизмы по получению государственных услуг при поиске работы. Их пять.

1. Расширяется возможность для регистрации граждан в качестве безработных не только по месту жительства (прописки), но и по месту пребывания.

2. Предоставляется возможность электронной регистрации в службе занятости. Цифровые технологии становятся привычной формой жизни, изменяя ее качественные характеристики. В связи с этим в проекте закона человеку предоставлено право регистрироваться в качестве безработного посредством единого портала электронных услуг.

3. Внедряется институт квотирования рабочих мест для инвалидов. В настоящее время около 60% людей с инвалидностью, имеющих соответствующие заключения МРЭК (а это порядка 70 тысяч человек), заняты в экономике. Это, к слову, достаточно высокий уровень. Вместе с тем предлагаемая новация позволит еще больше вовлечь людей с инвалидностью в процесс социализации и, конечно же, будет способствовать развитию социального партнерства бизнеса и государства. Порядок установления квот будет определяться правительством. Кстати, квотирование рабочих мест для инвалидов активно реализуется во многих странах мира.

4. Расширяется перечень категорий безработных, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости в счет брони. Это:

•        граждане предпенсионного возраста (то есть те, кому осталось 5 лет до пенсии);

•        граждане, страдающие алкоголизмом или наркоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию, а также вышедшие из ЛТП.

5. Изменяется подход к обучению безработных. Задача – максимально обучать под заказ нанимателя, что повысит эффективность использования бюджетных средств, а главное, обеспечит гарантии человеку по трудоустройству. В связи с этим предусмотрены нормы, согласно которым такое обучение будет осуществляться в рамках трехстороннего договора (служба занятости – гражданин – наниматель).

При обеспечении максимальной помощи человеку со стороны государства одновременно, в целях мотивации к оперативному поиску работы и нивелирования иждивенческих настроений со стороны гражданина, изменяются подходы по получению статуса безработного и назначению пособия по безработице

Так, устанавливается период нахождения на учете в службе занятости не более 12 месяцев (сейчас – 18). Кроме того, сокращается период выплаты пособия по безработице с 6 до 3 месяцев. Отмечу, что выплата пособия на протяжении полугода сохраняется для безработных граждан за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

При этом пособие по безработице будет назначаться гражданам, при соблюдении трех условий:

•        в течение месяца с даты увольнения нужно зарегистрироваться в службе занятости;

•        быть уволенным только по уважительным причинам;

•        не менее 5 лет до регистрации безработным состоять в трудовых отношениях с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения.

Условие о необходимости регистрации в течение месяца для назначения пособия по безработице будет также распространяться на выпускников учреждений образования, а также на тех, кто уволен с военной службы.

Проектом предусмотрено назначение пособия по безработице независимо от стажа работы гражданам, у которых длительный перерыв в работе связан с уходом за детьми (в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) либо осуществляющим «родственный» уход за пожилым или инвалидом I группы, а также лицам в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу.

Еще одна важная норма, которая касается пособия по безработице. Для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, адресного и своевременного реагирования на ситуацию с учетом спроса и предложения на рынке труда вводится гибкий механизм по установлению размера пособия по безработице. Его предлагается определять правительству по согласованию с Главой государства.

Перечисленные законодательные нормы относятся, как я уже отмечала, к людям, которые находятся в поиске работы. Но депутаты неоднократно слышали  и о проблеме дефицита кадров от руководителей предприятий.

Проектом закона предусмотрен ряд положений, расширяющих возможности нанимателей при подборе кадров

Работодателю дано право заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения не только:

•        о текущей потребности в работниках, но и о перспективной потребности. Например, если речь идет о планируемых к созданию новых рабочих местах или об освобождении в скором времени действующего рабочего места в связи с выходом человека на пенсию;

•        по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам.

На мой взгляд, с учетом складывающейся ситуации на рынке труда эти нормы должны быть востребованы, поскольку позволят нанимателям оперативно и своевременно решать кадровые вопросы.

Для повышения качества Общереспубликанского банка вакансий закрепляются два новых требования для нанимателя.  Во-первых, это обязательная подача вакансий только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более 5 человек). А во-вторых, вводится запрет на размещение сведений о наличии вакансий на коммерческих онлайн-ресурсах, которые не заявлены в Общереспубликанский банк. Цель такой нормы – предоставить человеку максимально актуальную информацию о всех свободных рабочих местах в стране. Таким образом, устанавливается обоснованное условие – вакансия должна быть в первую очередь или одновременно заявлена в Общереспубликанский банк вакансий. При этом нанимателю не запрещается размещать сведения на иных онлайн-ресурсах.

Депутаты услышали и еще одну просьбу нанимателей. Им предоставлена возможность не уведомлять службы занятости о наличии вакансий, если работа по этой должности выполняется работником дополнительно наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени.

Совет Республики накануне одобрил проект нового закона. И я уверена, что он поспособствует повышению эффективности государственной социальной политики в сфере занятости. Ведь, с одной стороны, он направлен на качественное предоставление услуг по трудоустройству граждан  службами занятости, а с другой – на усиление заинтересованности непосредственно безработных в активном поиске работы.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59