Узнали, какие изменения и нововведения появились в школах области в новом учебном году
Начальник управления образования Минского областного исполнительного комитета Николай Башко рассказал MLYN.by о начале учебного года, об изменениях и нововведениях в сфере образования.
В 2022 году произошло большое количество законодательных изменений в области образования: введение общего школьного элемента, изменение учебных программ, появление нового дополнительного образования.
— Само слово новый учебный год говорит о том, что будет что-то новое. Так и получилось: в этом учебном году мы открыли три новых учреждения образования. В Фаниполе открыли детский сад на 230 мест, в Любани на 150 мест и школу в Смолевичах на 720 мест, они уже успешно работают, — отмечает Николай Башко.
— Вы уточнили, на сколько людей рассчитан каждый детский сад и школа, а ведь для того, чтобы заполнить эти места, должна быть соответствующая демографическая ситуация. Как с этим обстоят дела у в Минской области?
— В Минской области довольно благополучная демографическая ситуация: в области увеличивается количество детей дошкольного возраста. Так же в этом году в первый класс пошло около 18 300 тыс. мальчиков и девочек — это максимальное количество за последние несколько лет. В областных учреждениях общего среднего образования учится чуть более 163 тыс. ребят. А вот в учреждениях дошкольного образования количество детей немного уменьшается.
— Есть новые учебные объекты, большое количество учеников, а как обстоят дела с кадрами в процессе образования? Ведь профессия учителя — это не айти сфера, в которую можно прийти и хорошо зарабатывать, и которая является особенно популярной на сегодня.
— Но для того, чтобы войти в айти, нужно получить образование, именно поэтому без знаний никак. Роль учителя очень значима в нашем государстве. В свою очередь государство это понимает и всячески поддерживает систему образования. На сегодняшний день Минская область полностью обеспечена педагогическими кадрами. Сейчас активно работаем над развитием педагогических классов, так как мы понимаем, что будущих учителей должны растить сами. На сегодняшний день в Минской области в педагогических 10-х и 11-х классах обучается более 30 тыс. ребят. Это те потенциальные выпускники, которые в будущем станут учителями
— Есть ли какие-то незакрытые педагогические вакансии в Минской области?
— Насчет незакрытых вакансий я сказать не могу, а вот то, что есть остродефицитные — это актуальный вопрос. Например, учителя математики и физики. Потому что сейчас, ребята, имеющие склонности к техническим наукам, часто уходят, как уже упоминалось выше, в айти сферу.
— Сегодня можно встретить большое количество иностранных студентов, которые обучаются у нас. А есть ли среди педагогов Минской области иностранцы? И как проходит их адаптация?
— С 2014 года к нам перешло большое количество украинских преподавателей, которые остались здесь работать, так как им нравится наша система образования, и они чувствуют себя здесь комфортно. А по поводу адаптации, сфера образования — довольно консервативная. Форма уроков характерна для большинства государств. А как вести уроки, преподносить информацию, — зависит от личностных качеств педагога. А систему обучения никто не отменял даже для учителей, в коллективе всегда помогают адаптироваться молодым специалистам.
— Мы затронули тему нехватки кадров, а также те специальности, которые не заняты. Скажите, есть ли какие-то конкретные данные, сколько молодых специалистов прибыло в этом году?
— Эта цифра для нас ключевая, потому что молодые специалисты — это те люди, которых мы очень ждем. В этом году в сферу образования пришло около 1 тысячи молодых специалистов. С кадрами молодых специалистов нам немного проще, так как в области имеется три педагогических колледжа (Борисовский, Несвижский и Солигорский), которые готовят работников со средним-специальным образованием. А в последнее время складывается и так, что региональные ВУЗы предоставляют нам молодых специалистов, например БарГПУ. Хочу отметить, что неплохие специалисты приходят из этих учебных заведений.
— Как привлекать молодых специалистов, чтобы они оставались работать в Минской области и развивались как профессионалы?
— Во-первых, профессия учителя может предоставить на летний период отпуск, в то время как другие профессии такой возможности не предлагают. Во-вторых, условия работы для педагога всегда очень комфортные.
Ну и, в-третьих, — с 16 часов учитель заканчивает работа и предоставлен сам себе. Не у многих профессий есть такие преференции.
— И, наверное, самые обсуждаемый момент лета — общий элемент школьной формы. Много было споров по этому поводу и найти зерно истины было сложно. Учебный год уже начался, прошел практически месяц, многие школы определились со своим общим элементом. Расскажите, будет ли это развиваться в дальнейшем?
— На мой взгляд общая форма всегда людей дисциплинирует. Яркий тому пример: военные, спасатели. И, я считаю, когда школьники носят общую школьную форму или общий элемент — это знак дисциплинированности. Школьная форма — это элемент уважения к школе, к образованию, к учителям. Некоторые учреждения образования избрали значок, галстук, жилетку, определили белый верх, черный или темно-синий низ. Подготовительный этап уже прошел и теперь мы точно будем иметь общую школьную форму в будущем. Школа — это храм науки, а в храм просто так не входят.
— И еще один вопрос, который хотелось бы затронуть: занятость детей в не учебное время, так называемая кружковая работа.
— У нас сохранена система дополнительного образования и сегодня мы ее развиваем. Это очень важно, чтобы у ребенка было занятие по душе. Если учебная программа — это обязательное требование, то дополнительные кружковые работы — это показатель того, как работают педагоги в нестандартном обучение, как предоставляют информацию для детей, чтобы она их заинтересовала. В последнее время у нас активно развиваются технические кружки — это очень привлекает ребят. Сегодня мы ставим задачу, чтобы ребенок, максимально долго занимался одним и тем же направлением. Я думаю, что все навыки, которые ребята приобретают с помощью дополнительного образования, в будущем им обязательно пригодятся.
Хочу поздравить всех учителей с профессиональным праздником. Желаю успехов и удачи в творческих делах. Терпения и радости на весь учебный год!