Актуально

Уроки трезвости: что это такое и зачем они нужны детям?

С недавних пор в школах и детских садах Дзержинского района проходят нетипичные уроки – уроки трезвости. Спросите, что это такое и чему там учат? С этим вопросом мы обратились к учителю трезвости Александру Минько, который преподает новую дисциплину.

Истина в вине… или проблемы?

Свой собственный путь Александр нашел по примеру наставников, которые встречались на протяжении всей его жизни.

Мои учителя были созидательными людьми, стремились работать на благо Родине. Я всегда смотрел на них и думал: «А какую пользу я могу принести своей стране?». Начинания были разные. Постепенно пришел к тому, что стал замечать: большинство наших проблем базируются на том, что люди употребляют отравляющие вещества – алкоголь, табак и другие интоксиканты. Медики и правоохранители годами ведут профилактическую работу, но должного эффекта она не имеет. Тогда в интернете как раз увидел уроки Александра Зверева, Владимира Жданова. А еще случайно нашел очень интересный мультфильм «Трезвость естественна». Подходит, кстати, для любого возраста. Его режиссировал Виктор Пономарев, один из учредителей Ростовской общественной организации «Трезвый Дон». Он предложил пройти специализированные курсы формирования трезвых убеждений по методике нашего земляка советского ученого-физиолога, кандидата биологических наук Геннадия Шичко. Суть его методики заключалась в том, что привычки бывают как хорошие, так и плохие. И с помощью определенных убеждений их можно или сформировать, или изменить.


Александр Зверев — председатель общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», преподаватель и один из разработчиков уроков трезвости для детей с 1 по 11 классы «Трезвость – главный ресурс нашего народа».

Владимир Жданов – российский общественный деятель, председатель «Союза борьбы за народную трезвость», популяризатор псевдонаучных методов избавления от употребления алкоголя, табака и восстановления зрения.


Александр прошел курс онлайн, состоявший из 10 интенсивных занятий. Помимо конспектирования основного материала, нужно было вести дневник, записывая туда свои заблуждения и сразу же меняя на правильные убеждения. Чтобы выработалась привычка, делать записи продолжил и после завершения занятий. В конце мужчина получил сертификат, присваивающий ему квалификацию «учитель трезвости».

— В Минске есть такое Белорусское общественное объединение «Трезвенность-Оптималист» им. Г.А.Шичко. Я обратился туда, прошел дополнительно курсы. Мне выдали удостоверение, что я являюсь координатором движения этого общества в г. Дзержинск и Дзержинском районе. Первым делом обратился к директору Негорельской средней школы №1, рассказал о том, что могу проводить такие занятия. С тех пор факультативно преподаю уроки здорового образа жизни.


«Я никогда не отравлял себя табаком, а алкоголем – уже больше 10 лет. Благодаря свободе от табачно-алкогольных ядов у меня хорошее здоровье, замечательные отношения на работе, в семье и с друзьями».


Детям – о трезвости

Не стоит пугаться. Детям не показывают страшные картинки возможных последствий нездорового образа жизни, да и вообще не говорят об употреблении алкоголя и табака. Основной акцент Александр Минько делает на состоянии трезвости: что это такое, зачем нужно его сохранять и как сегодня корыстные интересы некоторых членов общества отнимают его у людей.

— Наши уроки проходят исключительно на позитиве. Обычно в игровой форме, с использованием наглядных материалов. Я стараюсь последовательно раскрыть ряд тем, все материалы адаптирую под целевую аудиторию – это могут быть как воспитанники детского сада, так и ученики младших и старших классов, студенты разных специальностей, взрослые.

Сначала учитель объясняет детям, что трезвость – это не когда человек не пьет. Пьем мы все: воду, молоко, сок, чай, кофе. А трезвость – это свобода от самоотравления алкоголем, табаком и другими ядами.

— Это все просто химические вещества, которые хороши в использовании по назначению. Но попадая в организм человека, они начинают его отравлять. Взять, к примеру, бензин или ацетон – хорошие полезные вещества, но ведь никто не употребляет их внутрь. Спирт, тоже хорошая техническая жидкость, которую необходимо использовать по назначению. Попадая в организм человека растворенный спирт в виде алкогольных смесей человек себя отравляет. Зачем человеку травить себя, зная, что потом ему будет плохо, он перестанет отдавать себе отчет в своих действиях и т.д.?

Следующая тема: «Зачем нужна трезвость?». Во время этого занятия Александр предлагает игру «Домик счастливой жизни». Дети по очереди называют ценности и жизненные цели – каждой соответствует один кирпичик. Так, ответ за ответом вырастает целый дом. И построить его можно только в том случае, если в основании будет надежный и прочный фундамент – трезвость.

Не стать жертвой пропаганды

Билборды, рекламные щиты, вывески кафе и ресторанов, фильмы и книги – практически везде можно найти явную или скрытую пропаганду алкоголя и табака. Ежедневно мелькая у нас перед глазами, они формируют неправильные убеждения и привычки. Это и есть третья важная тема лекций на уроках трезвости.

— Можно включить телевизор и увидеть, как используют медиаличностей или известные бренды для рекламы определенных продуктов. Дети видят с экрана своего кумира, хотят быть на него похожим. А ведь это может быть негативное влияние. Или, к примеру, в обществе принято считать, что праздник не может пройти без бокала шампанского, а стресс снимает алкоголь. Заходя в магазин в следующий раз обратите внимание, где стоят полки с алкоголем и табаком. Во многих магазинах они установлены так, чтобы вы обязательно не прошли мимо.


«Трезвость не нужно искать, добывать, сочинять и т.д. ее нужно всего лишь сохранять. Это состояние, которое обеспечивает возможность жить здоровой, счастливой и полноценной жизнью!».


После изучения всех этих тем остается последняя, но не менее важная: как сохранить собственную трезвость.

— Какое-то время на уроке уделяем беседе, а потом для закрепления смотрим мультик или играем. Вот недавно смотрели хороший советский мультфильм «Лиса и заяц» Юрия Норштейна. Это там, где лиса жила в ледяной избушке, а заяц – в лубяной. И та, позавидовав, решила выгнать его. Но в финале петух помогает зайчику отвоевать жилище. Казалось бы, хорошая сказка, добрая. Но есть один момент: во время ссоры с лисой петух постоянно курит трубку, а в конце и сам зайчик взял табачную трубку себе в рот. Какие выводы может сделать из этого маленький ребенок?… Мы разбираем разные случаи, обсуждаем. Но цель у уроков одна – сформировать у детей сознательную свободу от самоотравлений и сохранить наше естественное состояние от рождения.

Александр Минько готов помочь читателем вернуть свою трезвость и ответить на вопросы +375298538638