Меню

От мастеров-любителей — до рабочей кооперации. История КБО на Дзержинщине (часть 2)

Койдановщина, а затем и Дзержинщина славилась своими мастеровыми людьми. В особом почете среди них были умельцы, работавшие для населения. С их помощью можно было и одеться, и обуться, и сделать красивую стрижку. Причем все делалось добротно и профессионально, чтобы не потерять свою репутацию и удовлетворить самые изысканные вкусы. По случаю 95-летия дзержинского КБО районка вместе с краеведом Ольгой Бирулей решила проследить историю сферы бытового обслуживания района.

(Продолжение. Начало в №20 за 17.05.2023)

В 1920-е годы местечко Койданово постепенно возрождалось после бурных событий Первой мировой войны, Октябрьской революции и белопольской интервенции. Привычный уклад жизни был нарушен, а ростки нового порядка только начинали пробивать себе дорогу. Чтобы оживить экономику и быстрее насытить рынок товарами повседневного спроса, советская власть пошла на введение новой экономической политики (НЭП). В сельском хозяйстве продразверстка была заменена на продналог, а в городах возвращалась частная собственность.


Для Койданово, имевшего давние традиции предпринимательской деятельности, НЭП открыла новые возможности


На прежней рыночной площади стали появляться небольшие продовольственные лавки, закусочные и питейные заведения. Их владельцами в основном были евреи. Некогда популярные койдановские ярмарки ушли в прошлое, но базарные дни возобновились. Крестьяне привозили излишки своей продукции, а взамен искали керосин, спички, гвозди, галантерею и другие необходимые предметы ширпотреба.

Койдановцы и в этой ситуации проявили предприимчивость. Местечко находилось вблизи советско-польской границы, которая после Рижского мирного договора практически не охранялась. Этой возможностью тут же воспользовались контрабандисты, которые из Польши стали доставлять товар, имевший потребительскую ценность. В первое время волостной комитет закрывал глаза на такую незаконную деятельность своих граждан, но когда этими каналами связи стали пользоваться шпионы и диверсанты, в Койданово был создан 16-й погранотряд, который навел порядок на границе.

Местечковцы активно включились в экономическую деятельность и начали открывать мелкие кустарные мастерские, которые в основном занимались обслуживанием потребностей населения. В 1925 году на улице Карла Маркса, сразу за синагогой, частник Мордух Слезберг открыл фабрику «Слон» по производству мелких скобяных изделий. Уже через год на его производстве было задействовано более ста рабочих. Металл по железной дороге прибывал из Москвы и с Урала, а готовые изделия тем же путем поставлялись на российский рынок. Оборот фабричного капитала по тем временам был большой, но предприятие проработало недолго.


В конце 1920-х годов по указанию Сталина политику НЭПа, как не оправдавшую себя, отменили. Владельца фабрики «Слон» обвинили в спекуляции, и предприятие закрыли


Несколько медленнее разворачивалась промышленность, принадлежащая коммунальной собственности. Первыми были запущены в работу жизненно необходимые объекты – лесозавод и мельница, ранее принадлежавшие купцу Лившицу. Хозяин сбежал за границу, а его имущество, находившееся на 1-й Ленинской улице, было национализировано. На лесозаводе занимались распиловкой древесины, изготовлением доски и гонты, а мощности мельницы позволяли производить муку, крупу и сечку.

В 1924 году на левом берегу реки Нетечи, на месте, где раньше стояла фабрика спичек Стронгина (сгорела в 1919 году), была построена электростанция имени Ленина. Установленный там двигатель системы «Ланц» и динамо-машина обеспечивали электричеством население местечка Койданово и деревень Дягильно и Макавчицы. При электростанции работала также небольшая мастерская по ремонту сельхозинвентаря.

В конце улицы Советской в кирпичном здании, построенном еще в 1912 году, возобновила работу скотобойня. Оборот там был довольно значительный, учитывая то, что в 1927 году через нее прошло 3846 голов разного скота, в 1928 году – 7190 голов. Разделанные туши предназначались для кооперативной торговли, частных мясных лавок и военнослужащих погранотряда.

В 1928 году в коммунальную собственность райисполкома перешла водяная мельница «Крысово», принадлежавшая частнику Кацу. В это же время была запущена смолокурня в деревне Мезеновке, занимавшаяся производством скипидара и смолы. Вся продукция использовалась для  технических целей на предприятиях Минска. В руках частника находился и кирпичный завод в урочище Комолово, расположенный в 18 километрах от Койданово. Когда в 1929 году его контракт закончился, завод также был обобществлен.

Учитывая дефицит строительных материалов, началось возведение еще одного кирпичного завода в деревне Дягильно, рассчитанного на выпуск 500 000 штук кирпича в сезон.


Все койдановские предприятия переходили под начало крупного объединения «Койдсельпромтрест», созданного в 1926 году. Общая численность работающих треста к концу 1920-х годов достигла 250 человек


Так новые формы организации труда с элементами социалистических производственных отношений стали занимать лидирующие позиции в экономике района. Производственная или, как ее по-другому на­зывали, рабочая кооперация требовала обобществления на добровольной основе капиталов или средств производства. Так люди, в процессе совместной деятельности приобщались к коллективному труду, основанному на совместной собственности. Руководил кооперативом совет или правление, которые создавали общую стратегию работы коллектива и занимались распределением заработанных средств. В Койданово эта форма трудового объединения получила развитие в широкой сети кустарных производств, занятых в деревообработке, на различных ремонтных работах, переработке молочной и мясной продукции.

Также успешно работала в районе и потребительская кооперация, основным направлением деятельности стала заготовка от населения сельхозпродукции и торговля. Кооператив «Общий труд», созданный в Койданово, имел первоначальный паевой взнос один пуд зерна на одного члена, впоследствии он вырос до 10 рублей. За 5 лет увеличилось с 3 до 15 количество магазинов на селе, появились отделения в Станьково, Добринево, Новосадах, Чиках, Путчино и Негорелом, которые охватывали более 65% крестьянских хозяйств.


Вся потребительская кооперация района в 1928 году продала товаров почти на миллион рублей


Структуру товарооборота потребительских обществ того времени составляли предметы первой необходимости: мануфактура, мыло, керосин, табак, соль, сахар, спички. Тогда же отмечалось, что 51 частный магазин, не выдержав конкуренции, вынужден был закрыться. Именно в этот период потребкооперация превратилась в важный сектор народного хозяйства, объединившего новые отрасли: общественное питание, заготовительную и производственную деятельность, бытовое обслуживание населения. Например, койдановские кооператоры создали у себя ткацкую мастерскую по изготовлению одеял, скатертей и платков. Впервые появилась сеть столовых, отпускавших населению вкусные и относительно дешевые обеды.


И все же основным занятием населения Койдановщины в 1920-е годы было сельское хозяйство. Преимущественно оно основывалось на индивидуальном земледелии


В 1925 году к числу единоличников относилось 7384 хозяйства. Крестьяне при обработке земли по-прежнему надеялись на собственные силы, поэтому к кооперации относились настороженно, и  в районе было создано только 4 совместных товарищества по обработке земли (ТОЗ), одна коммуна и три артели, одна из которых была еврейской (в Больших Новоселках). На этих же принципах работали и два агропункта (в Грицковщине и Черниковщине), занимавшиеся сбором молока и заготовкой мяса. Окончательно решить проблему объединения индивидуальных крестьянских хозяйств позволит коллективизация, которая начнется в начале 1930 годов.

(Продолжение следует)

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59