Фаниполь обретает связующую нить: репортаж с места реконструкции легендарного пешеходного моста
        Фаниполь. Над железнодорожной магистралью Минск–Брест, там, где несколько лет висела зловещая табличка «Прохода нет», сегодня гремят сваи и горят сварочные аппараты. Старый пешеходный мост, почти семь лет бывший символом разобщенности и городской проблемы, на глазах обретает новые формы. Мы побывали на месте реконструкции, чтобы узнать, как идет работа и когда фанипольчане наконец-то смогут без риска для жизни попадать на работу в промзону.
История одного «ничейного» моста
Чтобы понять всю значимость происходящего, нужно оглянуться назад. Мост был возведен в 1972 году для рабочих, массово переселявшихся в первые фанипольские многоэтажки. Десятилетиями он был самым коротким путем на заводы. Но время шло, сооружение ветшало, а отвечать за него было некому. В архивах не нашлось документов, определяющих хозяина. В 2018 году, признав конструкцию аварийной, его закрыли. Юридические проволочки с признанием моста бесхозяйным и передачей его на баланс «Дзержинского ЖКХ» затянулись на годы.
Отсутствие переправы больно ударило по привычному укладу жизни. Разница между прямым путем (всего 500 метров) и обходом через переезд (больше 2 км) заставляла многих отчаянных горожан рисковать, перебегая пути. К сожалению, не обошлось без трагедий. Освящение путей в 2024 году стало попыткой повлиять на ситуацию, но проблему это не решало. Единственным решением была реконструкция.
Уникальный вызов для мостостроителей: теплотрасса и «окна»
Как выяснилось, фанипольский мост — объект уникальный. Его главной особенностью является теплотрасса, закрепленная на конструкциях. Тепломагистраль – единственная артерия, несущей горячую воду и тепло от котельной в промзоне в жилые кварталы Фаниполя и деревни Вязань.
Сергей Рубченя, директор филиала «МСУ №2» ОАО «Мостострой», пояснил уникальность задачи: «Это, пожалуй, беспрецедентный случай. Теплотрасса, обеспечивающая теплом и горячей водой весь почти 20-тысячный город, проходит по пешеходному мосту. Я с такой практикой нигде больше не сталкивался. Когда строили, вероятно, не предполагали, что Фаниполь вырастет до таких масштабов».

Фото «Минск-Новости»
Именно эта теплотрасса и определила сложнейшую логистику работ. Подрядчикам пришлось действовать в два этапа, синхронно с графиком отключения горячей воды. Сначала, в августе, трассу аккуратно демонтировали и подвесили на временные металлические опоры, чтобы освободить место для основных работ.
Второй этап пришелся на сентябрь-октябрь. После того как мостостроители выполнили свою часть, на объект зашли специалисты по теплотрассам, чтобы смонтировать ее на новом месте.
Добавил сложностей и главный «сосед» объекта — активная железная дорога. Работать здесь можно только в строго отведенные технологические «окна».
– График движения поездов диктует свои условия, — объясняет Сергей Рубченя. — В сутки у нас есть лишь короткие интервалы: днем два часа, ночью — четыре. Работать ночью, конечно, сложнее, но мы используем каждое окно, чтобы не сбиваться с графика.
Ход работ: от фундаментов к «конструктору»
Несмотря на все сложности, работа кипит. На момент нашего визита на объекте трудится 12 человек. Руководство отмечает, что для разных задач требуется разное количество людей — где-то хватает и нескольких специалистов, а на этапе активных работ команда доходила до 20 человек.
Сергей Рубченя подробно рассказал о текущем прогрессе:
«На сегодня мы выполнили уже 55% от общего объема работ. Заложена монолитная плита, смонтирована теплотрасса. Сейчас завершаем устройство фундаментов под железобетонные опоры. Четвертый и последний фундамент планируем завершить к пятому ноября».
Самое интересное ждет впереди. Уже в середине ноября начнется этап, который руководитель проекта образно называет «сборкой конструктора». Все железобетонные элементы для нового моста — косоуры, лестничные марши и площадки — уже изготовлены на местном заводе ЖБМК. Это важный момент, подчеркивающий роль фанипольского предприятия в возрождении городской инфраструктуры. Впрочем, и сам «Мостострой» находится у нас же – в деревне Вязань.

Будущее моста: крытый, безопасный и современный
Фаниполь получит не просто обновленную старую переправу, а современный, безопасный и удобный объект. Ключевое новшество — мост будет крытым. Навес из поликарбоната решит сразу несколько задач.
«Крыша из поликарбоната — это решение вопросов безопасности в зимний период, — отмечает Сергей Рубченя. — На пешеходных поверхностях не будет скапливаться снег и образовываться наледь, что сделает переход абсолютно безопасным в любую погоду. При этом прозрачный материал обеспечит естественное освещение днем».

Кроме того, мост будет полностью адаптирован для маломобильных групп населения — здесь установят специальный подъемник. Покрытие пешеходных дорожек — асфальт — уже уложено.
Роль «Мостостроя» и график до конца года
Филиал «МСУ №2» ОАО «Мостострой», являясь одним из крупнейших мостостроительных подразделений в Беларуси, выиграл тендер на этот объект в этом году. Руководство организации уверенно смотрит в будущее и гарантирует соблюдение сроков.

«Наши обязательства перед заказчиком будут выполнены в полном объеме, — заявил Сергей Рубченя. — Мы планируем ввести объект в эксплуатацию в декабре и уверены, что все работы будут завершены в установленный договором срок, до 31 декабря».
Уже через полторы-две недели, по его словам, фанипольчане увидят, что основные конструкции моста будут на месте, и он приобретет почти законченный вид. Останется лишь смонтировать поликарбонатный навес, перильное ограждение, провести благоустройство прилегающей территории.

Для Фаниполя окончание реконструкции станет знаковым событием. Это возвращение городу его исторической связующей нити, только теперь — современной, безопасной и комфортной для всех жителей.