Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

«Не померкнет их слава в сердцах…» Война в судьбе одной семьи

«Не померкнет их слава в сердцах…» Война в судьбе одной семьи

Как учитель истории, я всегда после изучения с учащимися темы Великой Отечественной войны предлагала им написать творческую работу о судьбе их родственников в те грозные годы. Передо мной стояла задача заложить основу исторической памяти через историю своей семьи, пробудить чувство гордости за наших отцов и дедов, уважения к тем, кто дни и ночи приближал долгожданный день Победы. Но долгие годы сама морально не была готова написать о своих родных. До этого дня.

Моя мама, Евгения Якимович (Титко), и ее родной брат Владимир Титко при жизни не хотели вспоминать о своей непосредственной причастности к событиям Великой Отечественной войны, но бережно хранили фотографии. Эти снимки – молчаливые свидетели трудного военного времени.

Он был в одном отряде с Маратом Казеем

Владимир Титко родился в 1923 году в деревне Калюга Узденского района. Перед началом войны окончил физкультурный техникум, жил вместе с родителями, двумя братьями и сестрой в городе Дзержинске.

С первых дней оккупации он встал на путь борьбы с оккупантами и предателями-полицаями.

В ноябре 1942 года Владимир влился в ряды партизанского отряда «25 лет Октября», который был организован из жителей деревень Литвяны, Станьково, Кукшевичи. Тогда же был зачислен в отряд и юный Марат Казей

Командир отряда Иосиф Апарович вспоминает в своих мемуарах «На главной магистрали»: «Владимир Титко и двое военнопленных, Волков и Кудряшев, унесли из дзержинской полиции три винтовки, 250 патронов, после трехсуточного скитания по лесу прибились к нашему отряду. Это были очень боевые товарищи. Через пару недель Титко со своими друзьями, Михаил Бондаревич и еще несколько партизан налетели на железнодорожный блокпост в районе Негорелое-Колосово, убили десять охранников, взяли трофеи, взорвали блокпост. Операцией руководил Титко. А несколькими днями позже эта же группа совместно со взводом первой роты участвовала в выполнении задания по ликвидации «самааховы» в деревне Самохваловичи».

В одном из наградных листов дается характеристика партизану Владимиру Титко и перечисляются боевые операции с его участием. Одна из них была осуществлена 2 февраля 1943 г. На следующий день фашисты за связь с партизанами расстреляли на кладбище в Дзержинске отца Владимира, а 5 февраля была угнана на каторжные работы в Германию его родная сестра Евгения. Ей не было и 18 лет.

Однажды группа разведчиков, в числе которых был Владимир Титко и Марат Казей, удачно провела разведку, а на обратном пути, недалеко от Дзержинска, заметила стадо скота, охраняемое полицией. Было ясно, что коровы либо пойдут на мясо – для пропитания немецких солдат, либо они предназначены для вывоза в Германию. Партизаны отбили скот и пригнали необычный трофей в отряд.

В марте 1944 года вблизи деревни Озерцы погиб начальник разведки бригады им. Рокоссовского Иван Михайлович Парамонов. И на его должность утвердили начальника разведки отряда Михаила Степановича Ларина. Вместо Ларина группу разведчиков возглавил геройский парень из бригадной разведки Владимир Титко. Вместе с ним вернулся в отряд и Марат Казей.

В июле 1944 года, в период операции «Багратион», отряд «25 лет Октября» почти каждодневно вносил свой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. И ни одна боевая операция не проводилась без предварительной разведки и сбора данных. Иосиф Апарович в своей книге вспоминает: «В ночь с 3 на 4 июля разведка отряда установила, что противник движется по направлению <к> деревне Литавец. Поднятый по тревоге отряд на рассвете двинулся к этой деревне и занял оборону юго-восточнее ее, на лесной поляне. <…> Мы впустили на поляну всех и открыли перекрестный огонь и по разведке, и по основной колоне. Фашисты начали бросать оружие и поднимали руки. В плен сдалось 70 немецких солдат и офицеров».

С третьего июля 1944 года бригада имени Рокоссовского заняла и охраняла город Дзержинск

После освобождения Дзержинщины отряд «25 лет Октября» был расформирован и Владимир Титко влился в ряды бойцов регулярной армии.

Героизм и отвага мужественного партизана (а впоследствии – рядового Советской армии) были отмечены рядом правительственных наград. Среди них орден Славы III степени, орден Отечественной войны I степени, медали «Партизану Отечественной войны» I степени и «За победу над Германией», а также юбилейные медали.

Дядя нашел свое место и в послевоенной жизни. Добросовестно трудился на разных предприятиях города Бобруйска, ушел на заслуженный отдых в 1985 году.

Она стала остарбайтером

 Остарбайтер – «восточный рабочий» – определение, которое было принято в Третьем рейхе для обозначения людей, вывезенных из Восточной Европы с целью использования в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы.

Моя мама, Евгения Титко, родилась 15 сентября 1925 года в городе Дзержинске. Как уже отмечалось, за связь брата с партизанами фашисты расстреляли отца, а 5 февраля 1943 года ее увезли из Дзержинска.

Полностью привожу ее воспоминания: «Сначала мы были в Минске в лагере с неделю, проходили медицинскую комиссию. А затем <нас> погрузили в товарные вагоны и повезли на запад. Везли всех вместе: и женщин, и мужчин. В вагонах было очень холодно, от него шатались все зубы во рту. Есть нам ничего не давали, даже воды. На станциях мы просили у рабочих снега, которые бросали его через решетку, чтобы не видели охранники. Привезли в город Граево. Там опять проходили медицинскую комиссию, пробыли в нем три дня, а затем продолжали путь непосредственно в Германию. К нам присоединили эшелон с Украины.

Приехали ночью. Было очень холодно. Нас поместили в какой-то завод или фабрику и оставили на ночь с усиленной охраной полиции с собаками (название города не помню). Спали здесь одну ночь на голом цементном полу, нам дали поесть какой-то похлебки.

Утром за нами стали приезжать «покупатели», в основном это были землевладельцы-бауэры. Все спрашивали, умеем ли мы доить коров и выполнять другие сельскохозяйственные работы. И вот нас, трех девушек, забрали в одну деревню. Мы работали у разных хозяев. Я работала в деревне Дипов, которая находилась недалеко от города Перлеберг. Имя моего первого хозяина было Вальтер Кобс. Работали полный световой день с пяти утра до ночи, без выходных. У своего хозяина я проработала год, очень болела, потому что у нас была изорвана одежда.

Мы ходили полураздетые, почти босые, в шлепанцах при морозе в 10 градусов. Мое тело было в нарывах. При соприкосновении их с бельем это приносило невыносимую боль

Хозяин решил отвезти меня на биржу труда и попросить замену. Ему дали другую девушку вместо меня. Но к этому времени я уже немного поправилась, умела доить коров и выполнять другие работы по хозяйству. И меня забрал к себе другой бауэр из этой же деревни, Вилли Шах, где я и работала до окончания войны, до Дня Победы. Нас освободили русские войска. Боев у нас не было, город Перлеберг немцы сдали без боя. Там находился их госпиталь».

В дальнейшем мама работала в подсобном хозяйстве одной из частей Советской армии. В родной Дзержинск она вернулась только в 1946 году. Долгим и непростым оказался этот путь домой. Ее подруга, уроженка нашего города Зина Верстаковская, была угнана в Германию вместе с мамой. Девчата поддерживали друг друга, разделяли все тяготы и лишения. Зинаида потом вспоминала: «Когда мы из товарного вагона сошли на станции Койданово, Женя была очень слабой, практически не могла ходить. И я пошла к ее маме, чтобы не только сообщить радостную новость о нашем возвращении, но и о необходимости каким-то образом привести ее домой».

Несмотря на нехватку продуктов и лекарств, молодой организм окреп, и в 21 год девушка начала строить новую жизнь. Большая часть ее трудовой деятельности была связана с районным потребительским обществом (работала счетоводом, затем бухгалтером).

Тяжелый труд в Германии сказался на мамином здоровье, но мы не слышали от нее жалоб. До последних дней она делала работу по дому, в огороде, палисаднике

Мама была, с одной стороны, человеком строгим, ответственным, сдержанным в словах и эмоциях, а с другой – очень доброй, внимательной, заботливой мамой, тещей, бабушкой.

Неумолимо бежит время. В 1989 году ушел из жизни мой дядя. 20 лет назад, в 2005-м, умерла мама. Моя сестра, Нелла Васильевна Галицкая (Якимович) и я, наши дети – Василий, Алексей, Екатерина, внучка сестры София помним о них, часто рассматриваем семейный альбом с фотографиями родных и дорогих нам людей. Они были непосредственными участниками тех героических и трагических событий, но, несмотря на трудности, невзгоды и лишения, не потеряли веру в Победу и дождались ее.  

Текст: Людмила ТЮШИНА (ЯКИМОВИЧ)

Торговый дом "Лагуна"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59