Вероника Хрищанович: «В творчестве каждый человек пишет свою историю»
Кто хочет – найдет тысячу возможностей, а кто не хочет – тысячу причин. Уж сколько раз эта истина оправдывала себя! Подтвердила ее и Вероника Хрищанович, судьба которой в свое время сделала крутой вираж. Разменяв третий десяток, девушка решила поступать в университет и обучаться народному ремеслу. И поступила-таки! Хоть путь к знаниям был тернистым, трудности Веронику не остановили. Ведь главным покровителем на этом пути были ее собственные способности…
Дело семейное
«Все начинается с детства, — размышляет Вероника Хрищанович, мастер народных художественных промыслов отдела культуры и досуга Станьковского Дома мастеров. — С юных лет начался и мой творческий путь». А путеводной звездой для Вероники стал папа: вместе с дочками (а их в семье было трое) он с удовольствием мастерил поделки в детский сад и школу, помогал малышкам создавать из подручных материалов всевозможную девичью бутафорию в виде украшений и головных уборов.
— По образованию мой отец строитель. При этом он неплохо рисовал, но больше всего любил делать что-то руками. Проснулась любовь к творчеству и у меня. Хотя, честно признаться, в то время декоративное мастерство было для меня второстепенно: я жила музыкой и танцами, — признается собеседница. – Потому и пробиться пыталась в танцах. Но жизнь сложилась иначе.
Вероника Хрищанович родом из Минска. Сейчас живет в Фаниполе и каждый день ездит на любимую работу в Станьковский Дом мастеров.
Нет ничего невозможного
Здесь надо сказать, что сложилась она не то, чтобы предсказуемо, но вполне себе логично. Оставленное в далеком босоногом детстве увлечение нашло продолжение спустя годы в профессии.
— Моя юность пришлась на непростые 90-е. Семья у нас была среднего достатка, многодетная. Я понимала, что нужно самостоятельно зарабатывать, да и хотелось иметь деньги на личные расходы. Высшее образование так и не получила: сразу же после школы устроилась на работу. Целых семь лет проработала официанткой. Я отдавала себе отчет в том, что время идет, и, пока не поздно, надо выбирать себе профессию по душе.
Так Вероника загорелась идеей поступить в педагогический университет. Сдала вступительные экзамены и… провалилась. И так два раза. Третий раз судьбу решила не испытывать. Сделала выбор в пользу университета культуры и искусств, где было больше творческих экзаменов. К поступлению готовилась усердно и основательно. Порой приходилось преодолевать не только естественную усталость (на этот период девушка не оставляла работу), но и километры: Вероника ездила на подготовительные занятия к педагогу в Смолевичи.
— Училась я у Натальи Каминской – заведующей художественным отделением Смолевичской ДШИ. Она прекрасный человек, одаренный художник, педагог от Бога, — говорит мастерица. — Я искренне благодарна Наталье Алексеевне за эти три года обучения.
Третья попытка поступления увенчалась успехом. Вероника получила долгожданный статус студентки одного из престижных столичных ВУЗов. С одной лишь оговоркой: девушке на тот момент уже стукнуло 33 года.
На пути к мечте
Вероника Хрищанович признается: еще до зачисления в ряды студентов мечтала о том, что поступит и ей больше не придется колесить по довольно утомительному маршруту Минск-Смолевичи. Но на деле все оказалось совсем по-другому.
— Мне пришлось начинать с нуля. Мои одногруппники были больше подготовлены к учебному процессу. А я самостоятельно изучала весь материал, тщательно разбирала теорию, оттачивала практические навыки. Потом собирала в кучу свои работы и везла их на проверку Наталье Алексеевне: не хотелось уронить себя в глазах педагогов и более опытных коллег по учебе.
Вероника трезво оценивала свои творческие способности на том этапе жизни: «Лучшим учеником на курсе я не была. Со мной учились очень талантливые начинающие художники, мастера. И порой я стыдилась выставляться рядом с ними. Но всегда напоминала себе: раз уж выбрала этот путь, надо идти до конца». Кто бы мог подумать, что эта хрупкая с виду девушка приняла волевое решение во что бы то ни стало окончить университет и добиться успехов в творчестве. И сдаваться не собиралась!
Кстати, училась Вероника на факультете народного творчества по специальности «Художник народных промыслов. Преподаватель», специализировалась на росписи стекла. Но уже тогда она стала понимать, что ей все же ближе не живопись, а работа руками.
— При всем том я единственная сделала дипломную работу в стекле. Она, кстати, была посвящена Мокошь – богине прядения, ткачества и ремесел. Возможно, это был определенный знак судьбы. В дальнейшем я связала свою профессиональную деятельность именно с этими ремеслами.
«Работник культуры и искусства никогда не ассоциировался с богатством. Эта профессия — не про деньги».
Все в этом мире не случайно
— Как-то я познакомилась с Лидией Бохан — выпускница университета культуры, ранее она трудилась в Станьковском Доме мастеров. Лида посоветовала и мне рассмотреть это место для будущего трудоустройства. Я защитила диплом и через две-три недели уже была здесь.
Первые впечатления о новом месте работы у мастерицы остались двоякие. С одной стороны были внутренние страхи и разбившиеся о скалы реальности представления о творческой среде, а с другой – спокойные, любезные и приятные коллеги.
— Оформилась я почти что в день своего рождения — 3 февраля. И буквально на следующий день меня поздравил мой новый коллектив. Я была в шоке: только пришла, а уже поздравления! К слову, тогда мне подарили чудесную ярко-оранжевую герберу в горшке, — улыбаясь, вспоминает Вероника (с подарком коллеги не прогадали: цветок прочно ассоциируется со своей огненно-рыжей характерной хозяйкой – ред.).
Практически в одно время с Вероникой в Дом мастеров пришла работать и Алла Балясова. Она взяла девушку под свое крыло, помогла освоить новые творческие направления: обучила ткачеству, показала, как мастерить белорусских народных кукол.
— С Аллой Олеговной мы очень сблизились. Она вдохновила меня на дальнейшее развитие, многому научила, позволила почувствовать себя востребованной. Вместе с ней мы делали пояса для коллектива танцев народов мира «Кастарват», участвовали в конкурсе «Слуцкий пояс».
«Творчество и культура – это то, что даже в самые тяжелые времена помогает держаться на плаву. Творческие люди через свою деятельность изливают душевную боль, глубокие переживания, сильные чувства. Они рассказывают окружающим свою историю».
Любовь народная
Сегодня Вероника Хрищанович специализируется в основном на изготовлении белорусских традиционных кукол-мотанок. Как правило, их делают из ткани с разными наполнителями методом мотания (отсюда и название – ред.). Тряпичные куклы стали важной частью славянской культуры. Раньше их мастерили, чтобы защитить себя от зла, стать удачливее, богаче, счастливее. С этими изделиями связано множество традиций, дошедших до наших дней.
— По-настоящему проникнуться народным творчеством меня заставил один случай. Как-то в Дом мастеров пришла девушка с мамой и попросила Аллу Олеговну сделать две куклы-мотанки. Предназначались они для молодоженов: невесты родом из Таиланда и жениха – белорусского парня. Куклы должны были быть в национальных костюмах. Я наблюдала за процессом их изготовления и думала: «Как забавно все выходит!». Потихоньку и сама увлеклась. Первые изделия, конечно, были слабенькие, но с опытом приходило мастерство.
И вот, рука уже набита, первые пробы пера и поиски себя остались позади, а в запасе у мастерицы – много времени и возможностей для реализации творческого потенциала. Сейчас она уверена, что именно народное творчество – основа основ, которую необходимо сохранять. Но и современные веяния никто не отменял, что она и демонстрирует в своих работах.
— Времена, как нити, переплетаются между собой. И только от нас зависит, какой узор мы получим…