Койдановские евреи. Кто из дзержинцев прославился в масштабах страны и за ее пределами

Вы могли никогда не слышать их имена или не знать, что эти люди родом из Дзержинского района. Но каждый из них был выдающейся личностью и внес значительный вклад в развитие Беларуси. Поэтому продолжаем рассказывать об известных земляках в проекте «Люди пишут историю».

Авром Рейзен (8 апреля 1876 – 2 апреля 1953, родился в Койданово Минской губернии)
Уроженец Койданово вошел в историю как белорусско-еврейский писатель, поэт и редактор. Получил традиционное еврейское образование. Стихи начал писать рано – с 9 лет. Его первый юношеский литературный опыт был замечен такими классиками еврейской литературы, как Шолом-Алейхем, Ицхок-Лейбуш Перец, Яков Динезон.
Уже в подростковом возрасте отправлял статьи в «Дос юдишес фолксблат» (еженедельная «Народная еврейская газета», выходила на идише в Санкт-Петербурге).

К 1929 году собрание сочинений Рейзена насчитывало 24 тома. На его стихи еврейские композиторы писали музыку, и многие из этих произведений стали народными песнями. Издательство «Книжники» в 2022 году выпустило сборник рассказов Аврома Рейзена под названием «Такие люди были раньше»: эта книга стала возвращением писателя к русскоязычному читателю спустя почти 90 лет.
Литературные критики писали о нем следующее: «Чудо Рейзена заключается не в том, что он происходит из народа, а в том, что он остается в гармонии с ним… Именно потому, что он считает еврейство «естественным» условием жизни, не подлежащим сомнению или оспариванию, его стихи и рассказы принимают его культуру как нечто само собой разумеющееся: они не объясняют и не оправдывают ее».
Интересные факты из биографии:
- Авром – брат Залмана Рейзена и детской писательницы и переводчицы Сары Рейзен, писавших, как и он, на идише.
- Отец Аврома Калман Рейзен – автор нескольких фельетонов, стихов на иврите и идише.
- В 1895 году Рейзен поступил на службу в российскую императорскую армию и до 1899 года служил в музыкальном подразделении.
- Основатель идишизма (вместе со своим братом Залманом Рейзеном, Перецем и другими близкими друзьями), Авром принял участие в Черновицкой конференции в 1908 году, на которой идиш был провозглашен национальным языком евреев.
- В 1910 году основал варшавский литературный еженедельник «Европейская литература» и еще один под названием «Свободная земля».
- В 1935 году завершил работу над трехтомной автобиографией «Эпизоды из моей жизни».
- В 1911 году эмигрировал в Америку, а в 1930-х годах получил гражданство США.
Ты спрашиваешь меня, мой друг, сколько мне лет уже,
Я бы это тебе охотно рассказал,
Но поверь мне, мой друг, я не знаю сам –
Мне не было смысла считать (свои годы).
Жадный считает деньги, счастливый – дни,
Считают то, что любимо, что дорого.
Моя жизнь, о друг, – пустынная длинная дорога,
И как было в прошлом году, так и в этом.
Если жить означает страдать, тогда живу я уже долго,
Тогда мне достаточно (много) лет.
Если жить означает слышать хотя бы звук счастья,
То я еще вообще не родился.Авром Рейзен

Яков Савчик (1880-1955, родился в Койданово Минской губернии)
Яков Савчик – один из самых талантливых автомобильных дизайнеров, основатель и владелец известного в первой половине XX века ателье Saoutchik по производству кузовов для легковых автомобилей. А по совместительству – наш земляк.
Белорус эмигрировал с семьей во Францию около 1899 года. Будучи краснодеревщиком, он занялся бизнесом по постройке на заказ кузовов для легковушек. В начале века автомобильные фирмы поставляли только шасси с агрегатами, а кузов покупатель заказывал на свой вкус одному из многочисленных мастеров. Дело это было прибыльное и востребованное, и спустя семь лет Савчик открыл в пригороде Парижа собственную мастерскую. Благодаря высокому качеству и экстравагантному стилю добился популярности у богатых клиентов, сделав фирму одной из ведущих в отрасли.
Его кузова, отделанные блестящими декоративными деталями, устанавливались на шасси Buggati, Delahaye, Pegaso, Bucciali, Isotta Fraschini, Hispano-Suiza, Duesenberg


Работы Савчика отличались плавностью контуров, оригинальностью идей, смелыми решениями, как, например, трансформируемые кузова, автомобили со съемными лобовыми стеклами.
Авто Якова Савчика, среди которых были элегантные трансформеры, кабриолеты, купе, таункары, долгие годы воплощали квинтэссенцию парижского шика. Они регулярно собирали призы на Concours d’Elegances в Париже и на фешенебельных курортах и побережье Атлантического океана и Лазурном берегу.


Но после Второй мировой войны спрос упал. Яков передал управление фирмой в руки сына, а в 1955 году мастерская закрылась.
Интересные факты из биографии:
- Настоящее имя дизайнера – Яков Савчук. Фамилию он сменил после эмиграции для большей благозвучности.
- Кузов автомобиля одевался исключительно вручную и был представлен в единственном экземпляре. Порой с заказчика даже снимали мерки как при пошиве костюма.
- Модель мерседеса от Савика стоила втрое дороже самого дорогого серийного автомобиля из каталога.
- Панели салона отделывались ценнейшими породами дерева, в дело шел перламутр, слоновая кость.
- Для заказчиков с Востока – арабских шейхов и индийских магараджей – Савчик отделывал салон драгоценными камнями. Многие металлические детали внешней и внутренней отделки выполнялись из золота и серебра.
- В настоящее время автомобили с кузовами работы ателье Савчика являются предметом коллекционирования.
Продолжение следует