Трудное героическое время. История КБО на Дзержинщине (часть 6)
Преодолев тяжелые последствия нацистской оккупации, артель «Объединение» в начале 1950-х годов заняла ведущее место в экономике района. Выпускаемая продукция всегда была востребована, а умелое и грамотное руководство предприятием открывало новые возможности для расширения производства.
Конкретные задачи по восстановлению и развитию народного хозяйства СССР были определены в заданиях четвертого (1946 – 1950 гг.) пятилетнего плана. Советские, партийные, хозяйственные органы, общественные организации и трудовые коллективы направили все усилия на выполнение принятых решений. В результате самоотверженного труда и огромных усилий план четвертой пятилетки в области промышленности был выполнен досрочно. Более того, объем промышленной продукции в 1950 году превысил уровень довоенного 1940 года на 73% вместо 48% по плану.
Вдохновленный успехами, советский народ приступил к выполнению заданий пятой пятилетки. И его трудовой подвиг вполне объясним. Это были люди особой закалки, испытавшие на себе все тяготы и лишения самой кровопролитной в истории человечества войны. Ценой большого напряжения и человеческих жертв они отстояли право на свободный труд, поэтому старались как можно быстрее ликвидировать разрушительные последствия нацистских злодеяний. В каждой семье были потери, мужчин не хватало, поэтому тяжесть послевоенного восстановительного периода легла на женские плечи.
В начале 1950-х годов в артель «Объединение» продолжили приходить новые работники. В основном это были женщины и девушки
Окончив школу, молодежь, рожденная в предвоенные годы, пополняла трудовой коллектив, чтобы наравне со взрослыми нести трудовую вахту. Овладев профессиональными навыками, молодые люди также успешно выполняли и перевыполняли плановые задания, участвовали в субботниках, выезжали на поля помогать в уборке урожая подшефным хозяйствам. Для такой напряженной работы требовались моральные и физические силы. Но молодежь не избегала трудностей и бралась за все, что способствовало развитию предприятия, района, страны. И в этом едином трудовом порыве чувствовалась та великая духовная сила, которая была сродни героизму, мужеству и стойкости, проявленным старшим поколением в борьбе с германским нацизмом.
Многие молодые работницы артели остались без родных и близких людей, погибших во время оккупации, на полях сражений или замученных в концлагерях. Все эти горести и беды оставили в их юных душах глубокий болезненный след. Помощи ждать было неоткуда, приходилось надеяться только на собственные силы. По их воспоминаниям, это было непростое время.
Уставшие, возвращались они со смены в холодные неуютные дома, где их никто не ждал, и нередко плакали от боли, ощущения безысходности и переживаний за свое будущее
Они боялись, чтобы опять не повторилось то, что выпало на долю их родителей. Помогали справляться с трудностями товарищи по работе, мудрые и опытные руководители, прошедшие войну ветераны и друзья-ровесники. Артель была как родной дом, где отогревались их сердца, где они могли мирно трудиться и делать нужную для людей и района продукцию. Теплые воспоминания о себе оставили руководители артели Ефим Захарович Сироткин, а позже – Вячеслав Казимирович Куликовский, которые в те трудные дни старались по-отечески поддержать каждого молодого члена коллектива.
На территории предприятия по Красноармейской улице была установлена артельная Доска почета, где помещались материалы о передовиках производства, победителях социалистического соревнования по цехам, фотографии бригад и рабочих, выполнивших месячные и квартальные планы. Так, например, в 1955 году отличилась в трудовом соперничестве бригада сапожного цеха, которую возглавлял мастер Виталий Антонович Анисович. Пример в труде показывали ветераны: мастер шапочного цеха Иван Лобач, закройщики Петр Ковалевский, Павел Крылович, Мария Лагунович, портнихи Ольга Довнар, Ванда Адашкевич, Зинаида Лиленко, старший мастер сапожного цеха Константин Шабалинский, фотограф Иохиль Ганалес, парикмахер Магдалина Лещинская и другие. Не отставала от них и молодежь: портнихи Анна Садовская, Тамара Хаменко, Зоя Фомочкина, начинающие закройщики Анатолий Шатило и Владимир Безмен.
К концу 1950-х годов артель «Объединение» представляла собой многопрофильное предприятие, оказывающее широкий спектр услуг населению
Не стояли на месте и мастера предприятия, стараясь новыми фасонами порадовать своих заказчиков-земляков. Осваивались новые образцы изделий в цехе женского платья и в мужском по пошиву костюмов и пальто. Заметно прибавил в качестве выпускаемой продукции шапочный цех. Улучшалось качество работы фотографии, парикмахерской, в сапожных цехах и в бригадах артели в целом. Производственных площадей по улице Красноармейской уже не хватало, поэтому в разных частях города стали открываться дополнительные точки по оказанию различных бытовых услуг населению. Заработали отделения в Станьково, Негорелом, Боровом, Шикотовичах, Путчино.
Из воспоминаний Ирены Ивановны Вилькоцкой:
«Работать в артель пришла в ноябре 1951 года. Сразу была принята швеей в цех массового пошива, где в течение двух лет в совершенстве овладела навыками работы на швейном оборудовании. Заметив мое желание учиться дальше, меня перевели в плательный цех. За четыре года, под руководством опытных мастеров, я стала портнихой легкого платья. В 1958 году мне поступило новое предложение – возглавить Путчинское отделение. К этому времени коммунисты партийной организации приняли меня в ряды КПСС. В должности заведующей Путчинским отделением проработала десять лет. В 1967 году перешла мастером одеяльного цеха комбината бытового обслуживания, в 1973 году – мастером трикотажного цеха. С 1976-го по 1978 год работала бригадиром скорняжного цеха, а затем мастером сапожного цеха. Таким образом, вся моя трудовая биография связана с комбинатом бытового обслуживания. В 1970 году награждена медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», в 1978 году – значком «Отличник службы быта».
Из воспоминаний Нины Ивановны Ахремовой:
«После окончания средней школы в июле 1951 года была принята на работу в артель «Объединение». Первым моим наставником была портниха Мария Михайловна Малявко. Стараясь в совершенстве освоить швейное дело, дополнительно ходила к опытной портнихе Станиславе Иосифовне Татарицкой, которая выполняла заказы на дому. Опытный мастер, она научила меня кроить, обрабатывать вручную петли, лучше машинной обработки, штопке вручную, работать с лекалами и кроем, а также изготавливать заказы от начала пошива до окончания готовой вещи. Я благодарна этим талантливым мастерам за то, что они передали мне не только профессиональный, но и жизненный опыт, который пригодился в последующие годы трудовой деятельности.
Работала портнихой массового пошива артели. В ту пору в массовке изготавливали и кроили постельное белье, шили и стегали ватные одеяла. Затем перешла в цех легкого женского платья, возглавив бригаду. За 40 лет работы в артели, а затем на комбинате бытового обслуживания неоднократно награждалась почетными грамотами, денежными и ценными подарками, мой портрет заносился на Доску почета».
(Продолжение следует)
По материалам краеведа Ольги БИРУЛИ подготовил Виктор УРАНОВ