«С тех пор дома не горели». Как небольшой храм в Кукшевичах стал оберегом для всей деревни
«Благословение есть — надо идти до конца», — эту фразу Татьяна Константиновна еще несколько раз повторит во время нашей беседы. Когда-то вместе с мужем Александром они взялись за серьезный проект: строительство храма в небольшой деревушке Кукшевичи с населением чуть больше ста человек. На то была воля Божья. А дело показало, что, если есть вера в душе, то любое начинание обязательно встретит поддержку.
За время своего существования деревня Кукшевичи не единожды подвергалась воздействию разрушительной стихии. Еще во время Первой мировой войны она была сожжена. Из двух больших улиц тогда отстроили только одну. Село продолжало страдать от пожаров и в более поздние годы: ежегодно здесь сгорало по несколько домов.
Эта беда не миновала и Татьяну и Александра Юран. Зимой 2003 года их маленький деревянный домик, стоящий неподалеку от будущей часовни-храма, сгорел. Супруги успели пожить там всего пять лет.
— Тогда появилась мысль построить в деревне часовню, куда можно было бы прийти, помолиться, чтобы эта беда обошла людей стороной, — рассказывает Татьяна Константиновна. — За благословлением обратились к священнику храма Покрова Богородицы в Дзержинске отцу Александру Новикову. Он нас выслушал и предложил строить не часовню, а целый храм. Мы с мужем были очень далеки от того, что нам предстояло: разных административных и законодательных процедур. Но решили: раз отец благословил на храм, значит так тому и быть.
«Фундамент простоял почти 10 лет»
— Приход у нас маленький — всего 5—6 человек, хотя деревня довольно населенная. Причины на то разные. Наше поколение было отлучено от церкви. Поэтому многие до сих пор идут по жизни с убеждением: «В душе я верю, знаю, что Бог есть». Но не считают необходимым посещать храм. К тому же какое-то время у нас вообще не было такой возможности: Свято-Покровская церковь в Дзержинске была закрыта, а храм Святителя Николая Чудотворца в Станьково вообще разрушили в 60-е годы. И потребовалось немало времени на его восстановление. Зато когда отстроили, люди начали массово приходить к Богу.
История храма-часовни в Кукшевичах берет начало в 2003 году, когда Татьяна и Александр получили благословение на его строительство.
Первым делом храм предстояло запроектировать. Уже на этом этапе возникли финансовые трудности и стало понятно, что средства нужны будут немалые.
— Также нужно было провести собрание с епархией и еще много чего сделать. Когда я об этом узнала, взялась за голову: «Как мы все осилим?» Но потихоньку принялись за работу, оформили все документы. И у нас появился первый спонсор — семья прихожан Свято-Елисаветинского монастыря. Они и монастырю финансово помогали. А когда узнали про нашу беду, что мы помимо храма еще и дом себе строим взамен сгоревшего, нам подсобили.
Испокон веков в православной Руси люди верили в чудодейственную силу образа Богородицы «Неопалимая Купина». Считалось, что он защищает жилье и людей от огня. Потому именно эту святую выбрали в качестве покровительницы храма в Кукшевичах.
Тех пожертвований хватило на фундамент. Как говорится, основу заложили. А после из-за отсутствия средств строительство пришлось приостановить. На целых 10 лет. За это время в жизни Татьяны Константиновны и Александра Николаевича произошло много важных событий…
«В нашу семью пришли дети»
У пары уже была одна родная взрослая дочь — Лиля. Но Божьей милостью им дано было познать радость родительства еще и еще. Первой из приюта в Новоселках забрали девочку Лизу. Тогда же Татьяна Константиновна получила благословение духовника монастыря, где была патронажной сестрой, на воспитание четырехлетнего Сережи, мама которого проходила лечение в психиатрической больнице.
Шанс на счастливое детство и родительскую любовь получили 11-летний Андрей и девятимесячная Катя.
— С нами она жила до шести лет, пока ее мама отсутствовала. Тогда же наша семья пополнилась еще двумя детьми: погодками Светой и Сашей. Так вышло, что Катю пришлось вернуть биологической матери. Наша разлука стала тяжелейшим событием для нее и всей нашей семьи…
Троих приемных детей — Лизу, Свету и Сашу — Александр и Татьяна Юран смогли усыновить. Остальных детей вырастили и воспитали, как своих, но без усыновления.
На таких людях земля держится
Пока у пары подрастало шестеро детей, все внимание было сосредоточено на них. Фундамент храма, просматривавшийся из окошка их дома, терпеливо ждал своего часа.
— Только три года назад, в 2021-м, началось активное строительство. Честно признаться, к этому подвигли юридические нюансы: землю могли в любой момент изъять. Да и фундамент начал рассыпаться.
Но возобновить процесс без финансов было невозможно. А спонсоров у храма за эти годы так и не нашлось. Поэтому Александр Николаевич, уже перешагнувший 70-летний рубеж, заключил договор с Дзержинским ЖКХ и пошел работать — косить траву. Все деньги, что зарабатывал, откладывал исключительно на нужды храма. Потом присоединился сын Саша. Парень также часть заработанных денег передавал на строительство.
Позже в Кукшевичах поселилась семья, как раз неподалеку от храма-часовни. У главы семейства Александра была своя строительная фирма. И он активно подключился к работам: помогал и физически, и финансово.
— Александр и наша соседка Зоя совместно закупили в храм окна и двери. Полтора года назад еще одна жительница деревни Ольга изъявила желание пожертвовать нам деньги. С тех пор она регулярно присылает перевод. Для нас это ценно!
Постепенно выросли стены храма-часовни, наметились контуры крыши. Объект привлек внимание директора местного хозяйства «Крутогорье-Петковичи» Юрия Климаша. Он предложил Татьяне и Александру со своей стороны профинансировать покупку купола и креста. Деньги на настил крыши пожертвовал настоятель Станьковского храма отец Александр.
Цвет настила крыши храма был выбран не случайно. Голубой — это цвет Богородицы.
— Крест мы пока еще не установили. Как объяснил отец Александр, для этого нужно пригласить епископа и провести специальное богослужение, — рассказывает Татьяна Константиновна.
Бог услышал молитвы
17 сентября 2022 года впервые в храме прошел молебен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Тогда людей собралось немного: всего 5—6 человек. В прошлом году, когда храм заметно «подрос» и преобразился, сельчане охотней присоединились к молебну.
— Пришли и из самих Кукшевичей, и из соседних поселков. Всего было около 20 человек. Приехали и певчие из Станьково. Теперь молимся за то, чтобы к Пасхе воздвигнуть крест и провести праздничную службу уже на месте, в Кукшевичах. Основная, конечно, будет, как всегда, в храме Святителя Николая Чудотворца в Станьково. Но будем просить отца Александра и к нам приехать. Хотим показать людям, что храм живой, действующий.
Молитвами и стараниями Татьяны и Александра Юран место, где можно пообщаться с Богом, в деревне уже появилось. Но работы впереди еще много. Храм нуждается во внутренней отделке. И, конечно, пожертвованиях прихожан и других неравнодушных людей.
Пожертвовать на строительство храма в Кукшевичах можно при личном посещении святыни или же переводом на расчетный счет Свято-Никольского храма в Станьково, на чьем пастырском окормлении находится приход (с пометкой «На часовню-храм в Кукшевичах»).
— Знаете, самое интересное, что с тех пор, как нам дали разрешение на строительство — и мирское, и епархии — и мы оформили документы, практически прекратились пожары в деревне. Даже если взять последние 10 лет — с момента укладки фундамента — дома в деревне не горели. Господь к этому благоволит, благословляет.
У людей всегда была и будет потребность в духовном. И даже небольшой храм в глубинке сможет дать человеку то, в чем он нуждается больше всего, — внутреннюю уверенность и чувство защищенности. На данный момент очень много сделано для того, чтобы у жителей Кукшевичей был свой оплот веры. Однако не меньше сделать еще предстоит. И, конечно, без помощи со стороны здесь не обойтись.