Меню

Койдановские евреи. Ч. 39. Годы интервенции

Октябрьская революция ничем особым не успела о себе заявить в местечке Койданово, которое находилось в прифронтовой полосе. Массовое дезертирство русских солдат с Западного фронта, вызванное революционными событиями, обнажило важнейший участок Первой мировой войны. В этих условиях в декабре 1917 года Советское правительство начало сепаратные переговоры с кайзеровской Германией, но они зашли в тупик.

В этих условиях Германия сочла дальнейшие переговоры бесполезными и перешла линию фронта, начав агрессию против беззащитных, но экономически важных территорий Беларуси, Украины и приступив к частичной колонизации Прибалтики. На минское направление была выдвинута 10-я германская армия (12,5 пехотной дивизии). Уже 23 февраля 1918 года она практически беспрепятственно заняла столицу Беларуси. В это же время под властью агрессора оказалось и местечко Койданово.

 Повсеместно на занятой территории германское командование сразу же приступили к созданию своей военно-полицейской администрации, которая занялась безудержным грабежом национальных богатств

Всех жителей обложили неподъемными налогами, куда входили зерно, картофель, мясо, яйца, молочные продукты. Все это также направлялось эшелонами в Германию. Кроме того, белорусы вынуждены были кормить немецкую армию. Оккупационный режим безразлично относился к национальному составу населения занятых территорий, также как и к их политическим взглядам, а вот за неуплату налогов грозил расстрел. Вот почему койдановские евреи старались не вступать в конфликт с новой властью, и ценой большого напряжения несли налоговое бремя.

Кайзеровские войска недолго хозяйничали на белорусских землях. Уже 11 ноября 1918 года в Германии произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая власть Вильгельма II. Советское правительство аннулировало Брестский мирный договор, и окрепшая Красная армия перешла в контрнаступление. К середине февраля 1919 года она очистила все земли, потерянные в ходе германской интервенции. На освобожденных территориях стали формироваться органы большевистской власти. Однако мирная передышка длилась недолго.

Советская Белоруссия, уже получившая свою государственность, оказалась на грани очередной военной интервенции. На этот угроза исходила от ближайшей соседки Польши

Уже 14 ноября 1917 года за подписями председателя СНК Ленина и народного комиссара по делам национальностей Сталина была опубликована «Декларация прав народов России», объявившая о праве всех наций на свободное самоопределение. Этой возможностью сразу же воспользовался ряд устойчивых национальных образований на окраинах бывшей царской монархии. В ноябре 1918 года, после 123 лет с момента третьего раздела Речи Посполитой (1795 год), лидер польских националистов Юзеф Пилсудский заявил о создании самостоятельного государства, и советское правительство, без всяких дополнительных условий, удовлетворило это требование. Однако, надев маршальские погоны и объявив себя «Начальником государства и Верховным вождем», этот тщеславный человек сразу же стал проводить агрессивную политику по отношению к своим соседям, ранее входившим в состав Речи Посполитой. Его бредовой идеей стало намерение возродить в прежних границах это некогда существовавшее квази-государство. Так возник новый очаг напряженности.

Польская интервенция началась в феврале 1919 года. Наспех созданная полумиллионная армия Пилсудского, при финансовой поддержке США и стран Антанты, была хорошо вооружена и обеспечена материально, однако не имела опыта ведения крупномасштабных боевых операций. В это время Советская Россия полыхала в кольце Гражданской войны, поэтому отразить предательский удар в спину со стороны поляков сразу не смогла. За короткий срок польские жолнеры сумели оккупировать значительные территории Украины, Белоруссии и Прибалтики.

На захваченных землях ликвидировалась советская власть и устанавливались буржуазно-помещичьи порядки. В обозе польской армии прибыло немало прежних землевладельцев, которые стали предъявлять претензии на возврат конфискованных у них земель и имущества. Этот передел собственности сопровождался массовым насилием. Отсутствие дисциплины в рядах польской армии также нередко сопровождалось мародерством, произволом и грабежами мирного населения.

Интервенты ворвались на Койдановщину в начале августа 1919 года, когда шла уборка зерновых культур. Многие работы крестьянам пришлось свернуть, потому что урожай тут же реквизировался и отправлялся в Польшу

Ревком Койдановской волости, избранный на I съезде Советов в декабре 1918 года, был разогнан, а его члены арестованы. А вот часть населения, прежде всего зажиточные землевладельцы, так называемые обшарники, исповедовавшие римско-католическую веру, приветствовали приход поляков. Они поддержали идею вхождения белорусских земель в состав Польши. Многие из них вспомнили о своем шляхетском происхождении. По случаю прихода поляков местный костел организовал «фэст». По улицам Койданова прошла пышная процессия с хоругвями и песнопением, восхвалявшим приход «освободителей».

Из числа сторонников новой власти был сформирован волостной магистрат. Войтом назначили Николая Шпаковского из Яново, которого впоследствии заменили на более сговорчивого Норберта Волосевича из Лихачевщины. В сельской местности властными полномочиями были наделены старосты и солтысы, следившие за сбором непомерной контрибуции деньгами, салом, мясом и другой сельхозпродукцией. Бывший начальник Койдановской милиции Павел Калечиц, за которого поручился местный ксендз, сразу же перешел на службу в отдел польской дефензивы, выполнявшей роль карательного органа. Из бывших дезертиров и недовольных советской властью он создал военизированный отряд, который превратился в банду. С ее помощью поляки полностью контролировали волость и заставляли жителей беспрекословно выполнять свои указания.

Особую жестокость со стороны польского гарнизона испытали на себе койдановцы, поддерживавшие советскую власть. При этом дефензива активно пользовалась доносами информаторов

Показательную расправу поляки устроили в д. Макавчицы, где каратели арестовали группу активистов. Их вывели на середину улицы и стали избивать шомполами, посыпая раны солью. Тех, кто не пожелал отказаться от своих убеждений, подвесили вниз головой на деревья и продолжили издевательства. Двоих парней, за принадлежность к комсомолу, вывели за деревню и расстреляли. Подобный случай произошел и в д. Великое Село, куда ворвался польский карательный отряд, стоявший в панской усадьбе Сула. И снова, по указке провокатора, были произведены аресты жителей, чьи родственники служили в рядах Красной армии. Мужчин избивали шомполами, посыпая окровавленные раны солью, а женщин таскали за волосы, вырывая их клочьями. А троих великосельцев поляки вывели за деревню, и, приказав им вырыть могилу, расстреляли.

Не щадили бедноту и вернувшиеся из эмиграции крупные землевладельцы. С помощью полиции они не только забирали свои земли, но и за пользование участками требовали компенсацию, отбирая у крестьян последнее имущество. Каждого, кто пытался протестовать, ждало избиение шомполами и плетями, а нередко и заточение в тюремную камеру.

Тяжелые времена настали и для еврейского населения Койданова, считавшегося старожилами в местечке.

Грубый антисемитизм, имевший место в большинстве стран Европы, наложил отпечаток и на поведение польских военнослужащих, которые буквально с первых дней оккупации превратили евреев в объект издевательств и насилия

В их жилища безо всякого основания врывались вооруженные жолнеры, забирая ценные вещи и продукты питания. Попытки сопротивления безжалостно пресекались, а с тех, кто пробовал протестовать, требовали дополнительную плату. Такой беспредел привел к тому, что евреи стали забивать окна своих домов, а сами прятались в лесах или у знакомых в сельской местности. Жизнь в местечке замерла. У населения ширилась ненависть к завоевателям и их прислужникам, а вместе с ней росло неприятие идеи Пилсудского о вхождении белорусских земель в состав Речи Посполитой.

(Продолжение следует)   

Текст: Виктор УРАНОВ, иллюстрации из открытых источников и архива редакции

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59