Меню

На пути ИСследования. Как региональные педагоги создают с детьми проекты республиканского масштаба

Учителя физики и информатики Анна Титова из Негорельской средней школы №1 и Александра Клименко из Негорельской базовой школы №2 уверены: заниматься наукой может любой ребенок. Нужны лишь большой запас энтузиазма и базовые знания, которые сполна дает школьный курс. А дальше к делу подключатся опытные наставники, готовые направить энергию учащегося в нужное русло.

Благодаря неиссякаемой вере в детей и готовности посвящать личное время исследовательской работе молодым педагогам удалось реализовать со своими учениками немало успешных проектов. Особенности домашнего хлебопечения, разработка интерактивных обучающих платформ, автономной системы «Умная школа» – это только небольшая часть научного портфолио.

Недавно во всем мире отмечали Международный день женщин и девочек в науке. Помня об этой дате, мы обратились к педагогам, чтобы узнать о том как привить детям интерес к новым знаниям и оправдывает ли цель средства.

«Идея должна работать»

Недаром говорят: ребенок — вечный двигатель прогресса. Путь в науку учителя физики и информатики Негорельской базовой школы №2 Александры Клименко начался с безобидного вопроса по теме на уроке.

— Так вышло, что научными исследованиями заинтересовалась изначально не я сама, а меня к этому подтолкнули дети, — рассказывает педагог. — Вопрос, обсуждение, идея — так родился первый проект.

И понеслось… Трость из конструктора LEGO для слабовидящих, исследование домашнего и покупного хлеба, компьютерная игра по энергосбережению, механическая рука, интерактивная карта со знаковыми местами Дзержинщины… Кстати, далеко не все работы из области профессиональной квалификации Александры Клименко. Здесь пригодились и такие предметы, как трудовое обучение, история, обществоведение. Но, что самое главное, практически каждое научное исследование под руководством молодого учителя — практико-ориентированное. Все можно применить в деле.

— Например, исследовательская работа «LEGO EV3 для перехода проезжей части дороги слабовидящими» началась с того, что один из четвероклассников спросил у меня: можно ли сделать из LEGO что-то такое, что будет применимо и полезно в повседневной жизни, — вспоминает Александра Игоревна. — Мы стали думать, искать, а после приступили к созданию самой трости. Опрашивали друзей, знакомых, кто столкнулся с проблемой нарушения зрения, брали информацию в интернете. В результате этих поисков узнали много нюансов и подробностей: какие места представляют наибольшую опасность для слабовидящих людей, как они чувствуют окружающий мир, и многое другое.


Александра Клименко — личность разносторонняя. Она также работает методистом в ресурсном центре информационных технологий и технических средств обучения, а еще ведет объединения по интересам «Роболаб LEGO EV3», «Школа компьютерного мастерства», «КомпиАрт».


Один из последних проектов Александры Клименко, который она разработала в соавторстве с директором Негорельской БШ №2 Анатолием Свиридчуком и который по сей день активно применяют на уроках истории дети и учителя, — лента времени «История Беларуси XIX—XX веков в разрезе важнейших мировых событий» и интерактивная карта «Беларусь в годы Великой Отечественной войны». Теперь занятия — это не только сухие параграфы в учебниках, но и новые возможности, ставшие доступными благодаря команде юных ученых и цифровым технологиям.

По степени значимости и масштабности педагог научные проекты не делит: в каждом есть своя изюминка.

— Если я за что-то берусь — отдаю всю себя. Готова вкладывать не только знания и опыт, но и личное время. Помню, когда разрабатывали историческую карту и ленту времени, сидели и после уроков с детьми, и всю субботу проводили в школе. А однажды с ученицей делали компьютерную игру, так она даже домой ко мне приходила заниматься, — рассказывает учитель.


«Здорово, когда в процессе научных изысканий присутствуют родители. Это очень важная составляющая. Если на результат замотивирован не только ребенок, но и педагог, и родные, проект с большей вероятностью будет в выигрыше.


Когда ученики загораются идеей, Александра Клименко, как опытный научный руководитель, творческий порыв поддерживает, но при необходимости некоторые моменты корректирует:

— У меня и опыта больше, и глаз, как говорится, наметан. Ребята находят одни сайты, я понимаю, что нужны другие источники, и аккуратно подвожу их к этому, вместе с ними фильтрую информацию. Важно давать детям свободу, поддерживать, но вместе с тем направлять и подталкивать. Тогда совместная работа будет в радость и принесет свои результаты.

«Наука — это маленький шаг

к большому будущему»

Учитель физики и информатики Негорельской средней школы №1 Анна Титова сама когда-то мечтала реализовать себя в науке. Окончила Белорусский государственный педагогический университет, получила степень магистра физико-математических наук. Думала поступать в аспирантуру, а потом вышла замуж, обзавелась семьей. И по понятным причинам учеба отошла на второй план.

— Поэтому то, о чем когда-то мечтала сама, стараюсь сейчас передать своим ученикам. Сегодня у детей огромные  возможности для всестороннего развития. Есть много конкурсов, которые могут дать старт в жизни, — отмечает педагог.

Как и к ее коллеге, к Анне Александровне ребята сами приходят с идеями и предложениями. По словам педагога, это хорошо — тогда тема исследования интересна не учителю, а самому ребенку:

— Например, Анжелика Шиманская, с которой мы сделали первый научный проект «Умный дом для домашних животных», была единственной девочкой в кружке робототехники, где я на тот момент преподавала. Она хотела доказать, что техника покоряется не только мальчишкам. Считаю, у нее все отлично получилось. Проект был удостоен поощрительного диплома Министерства образования на республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», стал финалистом республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси».


Сын Анны Титовой Александр, несмотря на юный возраст, в прошлом году уже успел получить первую высокую награду за научную деятельность. За проект «Пожарная сигнализация» он был удостоен специального диплома республиканского конкурса по робототехнике «Спасатель будущего».


Вторая научная работа —  «Автономная система «Умная школа» — также принесла немало наград в копилку учащихся и педагога. Команда исследователей успешно представила школу будущего: с современной системой пожарной безопасности, освещения, температурного регулирования и даже охраной.

Увлекшись исследовательским процессом, один из учеников после завершения проекта решил презентовать индивидуальную разработку.

— Старшеклассник Владислав Юхович сделал систему слежения и переработки солнечной энергии Solar Energy и вышел в финал республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» в области энергетики и энергоэффективности. Сегодня он планирует поступать в БНТУ и связать будущую профессию со сферой своих научных исследований, — радуется успехам ученика Анна Титова.


Педагогическое кредо Анны Титовой: «Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество = успешный ученик».


Но поле деятельности юных ученых не ограничивается предметными увлечениями. Под руководством своего учителя они создали школьную бизнес-компанию DecorWood, развивают волонтерское движение. Так, учащиеся Негорельской СШ №1 представили проект «Территория равных возможностей» на молодежном медиафестивале «Голоса молодых за устойчивое развитие». Он способствует взаимодействию школьников с детьми с особенностями развития посредством проведения разных мастер-классов и развлекательных мероприятий.

— Из каждого проекта дети выносят для себя что-то новое, полезное. Хочется надеяться, что школьные исследования — это маленький шажок в их большое будущее. Возможно, спустя 10 лет я включу телевизор и увижу там своего ученика, к примеру, члена Национальной академии наук. Хочется, чтобы дети смогли осуществить то, что в свое время не удалось мне. Но я ни о чем не жалею. Считаю, я — на своем месте. И сейчас могу принести больше пользы, чем если бы поступила в аспирантуру и защитила кандидатскую, — говорит педагог.

А еще Анна Титова убеждена, что науку надо почувствовать сердцем, полюбить. И тогда все получится:

— Бывают моменты, когда не все идет гладко, как хотелось бы. Но в этом и заключается суть познания, любого исследования. Задача учителя — помочь, направить. Не нужно опускать руки, лучше объяснить ребенку, что иногда победа — это не основная цель, а в конечном итоге все равно можно прийти к достойному результату. Еще важно верить, что у тебя есть уникальная идея, которая принесет пользу тебе самому, школе, району, стране.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59