Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

«Заснял вылупление божьей коровки». Фотограф из Дзержинска создает уникальные снимки живой природы

«Заснял вылупление божьей коровки». Фотограф из Дзержинска создает уникальные снимки живой природы

Увидеть прекрасное в обычном и суметь запечатлеть момент – это особый талант. На фотографиях Александра Молоткова мгновение словно поставили на паузу, чтобы им можно было подольше насладиться. Завораживающие лесные пейзажи, изящные бутоны цветов и глазастые насекомые – снимки будто вбирают в себя всю красоту белорусской природы.

– Расскажи немного о себе, откуда ты родом?

– Родился и вырос я в России. Жизнь у меня была очень насыщенной. Довелось пожить в разных местах – от Заполярья до сердца Черноземья. Затем дела сердечные привели меня в Беларусь. (Улыбается.)

Когда почувствовал тягу к фотографии? С чего начинал свой путь?

– Творчество окружало меня всю сознательную жизнь, в разных направлениях. Пробовал художественную школу, шесть лет отучился в музыкальной. Но во что-то более серьезное это так и не переросло.

Фотография, как выплеск творческих потребностей, вошла в мою жизнь во время появления телефонов с относительно неплохой на тот момент камерой. Начинал со старого доброго Nokia 5800 – глаз уже начинал понемногу цепляться за разные интересные моменты. В 2011 году решил приобрести первый зеркальный фотоаппарат. Выбор пал на Canon 1100D.

Дальше были первые творческие пробы. Для начала нужно было вообще понять, как это все работает. Благо в моем окружении нашелся человек, который был готов стать «жертвой» этих экспериментов. Постепенно стал пробовать снимать, вникать в эту науку. Однажды на просторах интернета наткнулся на фотографии, где боке (эффект размытия заднего фона. – Ред.) отличалось от тех, что получались у меня. Тогда решил, что мне это тоже надо, и стал искать, как делают подобные фото. Ответ оказался прост: серия советских объективов «Гелиос».

В процессе поиска информации по этим объективам наткнулся на серию фотографий в жанре «макро», то есть крупным планом. И понял: это мое! Самое приятное было то, что набор из объектива «Гелиос», макрокольца и переходника стоил сущие копейки по сравнению с фирменными объективами. Так что выбор был очевиден.   

Но когда техника была у меня на руках и я начал снимать, стало понятно, что просто нажатием кнопочки шедевр не получится. И я снова занялся изучением вопроса, пытался понять, как сделать так, чтобы было красиво. Тогда же как раз началась эпоха зарождения первых онлайн-курсов, школ. Это, конечно, было не бесплатно. Но я посчитал, что знания куда лучше одного-двух походов в кафе и это того стоит.

«Дальше было обучение, а потом все как в тумане – и я уже в ближайшем лесу бегаю за бабочками и ругаюсь на них, потому что они не хотят сидеть спокойно»

– Как ты понял, что именно тебе нравится снимать, и сформировал свой собственный стиль?

– Я просто люблю природу. Мне интересно наблюдать, как муравей несет веточку, как пчелка набирает пыльцу, как охотится паук и т. д. Это очень интересно и в какой-то степени успокаивает и отвлекает от суеты. А если этим можно поделиться с кем-то еще, то почему бы и нет. Мне это нравится – вот моя главная мотивация.

К тому же я располагаю довольно ограниченным набором техники и времени. Мне проще ловить моменты и живность в естественной среде, без особого вмешательства в происходящее. Максимум, что я могу сделать ради кадра, – это подложить или, наоборот, убрать листик, перенести зверька с земли и подсадить на какое-нибудь растение. Но знаю, что есть фотографы, которые полностью «с нуля» строят сцену в кадре, начиная с выставления дополнительных источников света и заканчивая полным оформлением места и объекта съемки. У меня же все естественное. Кстати, даже сами поиски идеального сочетания объектов в кадре доставляют мне удовольствие. Ну и прогулка по лесу – отдельный вид наслаждения!

– Какой набор фототехники у тебя обычно с собой на съемке? И чем обусловлен твой выбор?

– Сейчас у меня Canon 60D. «Старичок» 1100d уже совсем не подходит для меня. Это как в спорте: постоянно хочется быстрее, выше, сильнее.

Из объективов – Гелиос 44-2. Самый простой из этой серии, но не менее приятный в работе. Еще Pentacon 50mm 1.8. В целом все старые объективы, как советские, так и иностранные (обычно они дороже), дают более мягкую и художественную картинку, которая мне нравится. Но это уже на вкус и цвет.

И есть более современный и специализированный объектив Sigma 105mm f 2.8 MACRO. По сути, стоит так же, как фотоаппарат, но дает более резкую картинку и увеличение.

– Как у тебя получается так тонко подловить момент, найти подходящего жучка/паучка и «договориться» о съемке с ним?

– Все дело случая. Даже если ты знаешь, что в этой местности можно встретить, например, паука-скакуна, то не факт, что он остановится больше, чем на пару секунд. Бегаешь по лесу и надеешься, что паучок вдруг задумается на 5 секунд. С цветами и растениями проще, но здесь уже как позволит погода. Также знание, где что растет, тоже дает преимущества.

Но, чтобы найти что-то стоящее, нужно не раз и не два пройтись по одной и той же местности

Но это и плюс, так как на одном и том же месте можно найти что-то новое.

Что касается подготовки, то я просто беру с собой все, что есть в арсенале. Для быстрой съемки использую Sigma. Если что-то медленное, тот же «Гелиос» ставлю. Обязательно беру с собой наколенники и перчатки, так как часто сижу в согнутом положении и опираюсь руками на землю.

Спреи от комаров и клещей тоже обязательно. Ну и желательно примерно знать, кого можно встретить в том лесу, куда идешь. Дикие животные хоть и пугливые, но мало ли.

– А что, на твой взгляд, первостепенно для фотографа – техника или навык?

– Уверен, что навык. Когда ты понимаешь, что делать и как, то даже на камеру телефона можно получить отличные снимки.

– У многих фотографов большую часть времени занимает постобработка снимков. У вас как? Сколько времени проходит между съемкой и готовым результатом?

– В плане обработки я не трачу много времени. Делаю небольшую цветокоррекцию, могу убрать лишние веточки или другие ненужные вещи в кадре. Иногда, конечно, могу с обработкой, но это, скорее, одноразовые акции. Если более-менее знать редакторы, то на одну фотографию можно потратить всего пару минут, но тут есть важное условие: ты должен изначально представлять себе кадр и что ты в нем можешь сделать.

Можно сделать сотни снимков и во все стороны направлять камеру, но в итоге не получить ни одной хорошей фотографии

– Наверняка в работе с животными куда больше неожиданных и удивительных моментов, чем во время стандартных студийных съемок. Какие случаи запомнились больше всего?

– Из запоминающихся моментов первое, что приходит в голову, это вылупление из кокона божьей коровки. Мне его даже удалось заснять на видео. Вообще, довольно забавно было узнать, что эти милые «насекомыши» сначала имеют такой вид.

Второе – танец самца паука-скакуна перед самкой. Весело было наблюдать, как самец с поднятыми лапками бегает вокруг дамы.

– Что мечтаешь поснимать, чего еще не было в твоем портфолио?

– Определенно северное сияние!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59